![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
В тексте доклада рассматриваются методологические проблемы полевых исследований несказочной прозы (легенд, быличек) народов Среднего Поволжья (русских, марийцев, чувашей). В докладе рассмотрены актуальные тенденции в интервьюировании носителей традиции и записи текстов локального фольклора на примере работы студенческих этнографических экспедиций кафедры этнологии МГУ им М.В. Ломоносова. Докладчик ставит перед собой задачу рассмотреть следующие методологические аспекты полевой работы: 1) проблему конструирования текстов фольклора исследователем, соучастие интервьюера в складывании нарратива ("быличковый диалог"); 2) вовлечение информанта в мифологический дискурс, табуирование тематики низшей мифологии в речевых ситуациях; 3) проблему избегания указывать категории и имена демонических персонажей в текстах фольклора. Автор также рассуждает о необходимости учитывать современный контекст сбора несказочной прозы: новые каналы передачи сюжетов и образов, новые формы бытования (постфольклор, интернетлор), редукцию и упрощение сюжетов, размывание образов мифологических персонажей. Также для собирателя важна способность фольклорных образов к динамической трансформации под влиянием массовой (глобальной) культуры: телевиденья, интернет-ресурсов. Былички, легенды и предания часто не привязаны к локальной фольклорной традиции, они насыщены образами массовой культуры, которые предстают в повествовании неконкретно и размыто. Тексты народной несказочной прозы, рассказанные от первого лица, имеют структурные особенности. Они характеризуются бо́льшим вниманием информанта к условиям и контексту виде́ния, описанием эмоционального состояния рассказчика, неуверенностью в правдоподобности своего мистического опыта. Для исследователя мифологических рассказов и легенд, помимо самого текста, его фабулы и языковых особенностей, важно учитывать контекст воспроизведения текста, а именно следующие факторы: 1) эмоциональное состояние респондента; 2) собственную вовлеченность в коммуникативную ситуацию, соавторство текста и конструирование смыслов; 3) биографические данные информанта (образование, культурная среда) и личный опыт, которые могут проецироваться в воспроизведении и личной интерпретации фольклора; 4) источники и каналы передачи легендарных и быличковых сюжетов. Методические аспекты доклада базируются на курсе "Методика работы в поле", преподаваемого студентам кафедры этнологии исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова автором.