![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
В докладе планируется развить тезисы и аргументы, намеченные в моем предыдущем докладе «Романтическая демонизация математики», который состоялся на нашем семинаре год назад (11 ноября 2022). Как в прошлом докладе, так и в нынешнем мое внимание сосредоточено на ассоциируемой с романтизмом трансформации образов математики (если воспользоваться терминологией Иегуды Элкана). Термин «романтическая математика», значение которого я постараюсь уточнить, отсылает не столько к каким-то математическим результатам и теориям, сколько к специфической системе образов, а также страхов и ожиданий, роль которых в культуре достаточно велика, чтобы оправдать особое внимание к ним. В докладе планируется проанализировать с этой точки зрения ряд текстов европейской и русской философии и литературы начала 20 века. В центре внимания окажутся повесть Роберта Музиля «Душевные смуты воспитанника Тёрлеса», роман Евгения Замятина «Мы», т.н. «математические стихи» Николая Олейникова и ряд текстов о. Павла Флоренского. Неизбежно будет обсуждаться и вопрос о связи «образов» (the images) математики и путей развития «корпуса» (the body) математических знаний.