ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В мире педагогики существует несколько авторитетных международных программ-тестов по оценке образовательных достижений школьников, в том числе и сформированности у них навыков чтения и понимания прочитанных текстов. Тестирование детей в возрасте 9-10 лет традиционно проводится при помощи тестов программы PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study, Международное исследование качества чтения и понимания текста). Данные исследования проводятся один раз в пять лет начиная с 2001 года; в тесте оценивается четыре типа навыков: (1) нахождение определенной информации; (2) формулирование выводов; (3) интерпретация и обобщение информации; (4) анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Российские школьники в этих опросах регулярно занимают самые высокие места: в 2006 году первое место, в 2011 второе, в 2016 первое, в 2021 четвертое. При помощи второй программы, которая называется PISA (Programme for International Student Assessment, Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), оценивается функциональная грамотность школьников и умение применять на практике знания по четырем направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и компьютерная грамотность; тестирование проводится среди подростков в возрасте 15 лет раз в три года начиная с 2000 года. Результаты российских подростков по направлению «грамотность чтения» регулярно выглядят ниже среднего: 27-е место в 2000 году, 32-е в 2003, 38-е в 2006, 40-е в 2009 и 2012, 26-е в 2015 и 30-е в 2018. Как можно видеть по приведенным данным, в возрасте 11-15 лет у российских школьников происходит заметный провал в области дальнейшего формирования навыков чтения. Чем это можно объяснить? И как можно им помочь не сбавлять заданные в начальной школе высокие темпы? В настоящем докладе мы остановимся на когнитивном аспекте этого вопроса. В когнитивной психологии считается, что механизмы чтения тесно связаны с так называемыми управляющими функциями, то есть оттормаживанием , переключением внимания и вербальной рабочей памятью. В данном докладе мы более подробно рассмотрим особенности вербальной рабочей памяти (вРП) детей одного более узкого возрастного среза, а именно двенадцатилетних детей. Согласно Gathercole et al. 2004 объем вРП детей планомерно увеличивается с 4 до 15 лет, то есть в 12 лет детская память находится еще в процессе формирования. Однако в этом возрасте бывают особенно сильны индивидуальные различия: у некоторых детей объем вРП уже может быть близок к взрослым показателям, а у других – быть на заметно более низком уровне. Мы проверили это в ходе тестирования. Прежде чем проводить тестирование, однако, нам надо определиться с тестом. Авторы работы Currie, Cain 2015 предположили, что более низкие результаты детей обусловлены не меньшим объемом их вРП, а меньшим объемом их словаря в целом, а также зависимостью от словарного запаса конкретного ребенка. Чтобы проверить эту гипотезу мы выбрали для теста стимульные предложения из тех литературных прозаических произведений, которые дети данной возрастной группы обычно уже прочитали к этому возрасту. В ходе проведенного предварительного опроса среди детей 12 лет были выбраны следующие литературные источники: Д. Дефо «Робинзон Крузо», Г. Х. Андерсон «Снежная Королева», Г. Х. Андерсон «Русалочка», А. Сент–Экзюпери «Маленький Принц», М. Твен «Приключения Тома Сойера», М. Сервантес «Дон Кихот», И. С. Тургенев «Муму» и А. Грин «Алые Паруса». Затем из этих произведений были отобраны предложения той же длины (12–15 слов), что и предложения взрослого теста. Все последние слова выбранных предложений (которые необходимо запоминать в ходе эксперимента) были протестированы с детьми целевого возраста на предмет их известности и понятности значения всего предложения в целом. Затем был проведено основное тестирование, в ходе которого каждый школьник проходил два теста – один «взрослый» вариант и один «детский»; половина детей начинала эксперимент с детского варианта теста, вторая половина – со взрослого (подробнее см. Федорова, Ципенко, Потанина 2018). Оказалось, действительно, что существует некоторая тенденция, не достигающая статистической значимости, которая показывает лучшее прохождение детьми детского теста по сравнению со взрослым. Если посмотреть на всю выборку в целом, то окажется, что средние результаты детей 12 лет соответствуют самой нижней границе среди взрослых носителей. Если разделить их на три группы, то можно увидеть, однако, что 7 детей из 16 показали результат на уровне средних взрослых носителей, 5 детей – совсем низкие результаты, практически не фиксируемые среди взрослых, а оставшиеся 4 человека – на нижней взрослой границе. Таким образом, мы действительно видим заметные индивидуальные различия. Подобные индивидуальные различия всегда фиксируются и во взрослых выборках, однако отметим два существенных отличия. Во-первых, совсем небольшой объем вРП некоторых детей 12 лет говорит нам о том, что при любой учебной работе с ними нельзя использовать «взрослый» стиль общения, как это бывает при общении с учениками средней и старшей школы; в частности, на уровне языковой обработки как устного языка, так и письменного, такие дети могут еще не успевать понимать слишком сложные синтаксические структуры или слишком длинные предложения. Всё это может оказывать влияние на успешность обучения и давать кумулятивный отрицательный эффект к возрасту 15 лет. Во-вторых, в отличие от вРП взрослых людей, вРП детей еще можно увеличить, регулярно тренируя ее специальными упражнениями. Возможно, совсем низкие показатели вРП детей возраста 12 лет нужно «брать на контроль», пытаться дополнительно тренировать и регулярно тестировать.