![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
В докладе рассмотрены современные практики по организации и созданию сакральных локусов в марийской традиционной религии (МТР): священных рощ (кӱсото), холмов и деревьев, а также их образы в локальном фольклоре. В последние десятилетия наблюдаются тенденции трансформации мест отправления культа, изменения их функциональности и пространственной организации под влиянием ревитализации марийского «язычества». В религиозном пространстве «некрещеных» луговых и восточных марийцев сакральные места становятся более публичными и нормированными. Они приобретают функцию репрезентации религиозности и условной «аутентичности» марийской культуры, становятся объектами этнотуризма. Выявлены процессы создания новых и возрождения заброшенных молельных рощ, что можно рассматривать в контексте теории иеротопии (по А.М. Лидову). Привнесение новых элементов в культовые действия (официальные «открытия» рощ, их визуальное обозначение в ландшафте) соответствует концептуальному понятию «изобретенной традиции» Э. Хобсбаума. Автор доклада обозначает проблему приобретения и интерпретации священной репутации пространств. Значимую роль в освоении и легитимации сакральных локусов играет марийское жречество (карты), от которого зависит выбор места, его внутренняя организация, практическое назначение. Марийский карт обладает в мифо-ритуальной системе статусом эксперта, и образ священного места часто является результатом его персональной интерпретации. Важным фактором в утверждении сакрального статуса можно считать действия местных властей, религиозных организаций и научного сообщества по паспортизации рощ и систематизации данных о них. Существует и фольклорная трактовка святости рощ, холмов и деревьев. С этими объектами связаны сюжеты о наказаниях за нарушение их сохранности; чудесных событиях, явлениях мифологических персонажей. Примечательно, что некоторые природные объекты воспринимаются в традиции амбивалентно, как пространства проведения молитвенных действий и вместе с тем как источники потенциальной угрозы, деятельности демонических сил. Автор предлагает рассмотреть сакральный статус ландшафта с точки зрения акторности различных сообществ, феноменологии пространства (Ю. Туан) и его чувственного восприятия (Т. Крессвел). Доклад основан на полевых материалах (интервью, текстах фольклора), собранных автором в ходе этнологических экспедиций в Республиках Марий Эл и Башкортостан.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|