![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
М.М. Бахтин, о теоретическом наследии которого существует обширная литература, на материалах которого защищен, в том числе и на кафедре, которую представляет автор, целый ряд диссертаций, остается, тем не менее, в теорет ико-эстетическом отношении недооцененной фигурой в истории российского философского дискурса вообще и философско-эстетического его раздела в особенности. Причина этого заключается в известных политических обстоятельствах, в которых М.М. Бахтину пришлось осуществлять свою деятельность, а затем и в тех обстоятельствах, в которых происходила апроприация его идей внутри страны различными научными дискурсами. Эти обстоятельства определили режим значительных ограничений, пусть и различных по содержанию и объему, для возможности эксплицитно полной экспозиции философского и философско-эстетического понимания ключевой для М.М. Бахтина теории диалога, который представляет собой диспозиционную онтологическую характеристику всех коммуникаций в социуме, а, следовательно, и всех культурных процессов, одной из разновидностей которых является и эстетическое существование. Представить себе онтологический характер существования вообще, социального существования в частности и эстетического существования в конкретном обсуждении как совокупность разнородных автономных процессов прекрасно позволяла теория диалога при ее универсальном эксплицитном изложении, но это не могло быть позволено с позиций казенного марксизма, доминировавшего в советской идеологии в качестве философской позиции. По тем же причинам эта доктрина не принимала и идеи философии процесса А.Н. Уайтхеда, впервые высказанные в то же время, когда М.М. Бахтин формировал основы своей теории диалога. В этом глубокая закономерность «приключений идей», что плодотворные из них высказываются независимо различными людьми в различных местах, но затем необходимо соединяются воедино в силу принципиального единства глобального человеческого интеллекта. Переосмыслить гуманитарный философско- методологический потенциал теории диалога М.М. Бахтина в значении онтологии культурных процессов вообще и процессов эстетического существования в частности имеет целью настоящая статья.