![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Система образования сталкивается с попыткой реализации противоположных подходов в образовательной деятельности. Изменяется понимание задач высшего образования. Понятие университетского образования размывается. Междисциплинарный подход часто становится основным в методологии и философии современного образования при преодолении барьеров между дисциплинами. Вовлечение в совместную деятельность позволяет слушателям проверить, понять и освоить материал через деятельность по заданной теме, увидеть межпредметные взаимосвязи, проблемы с различных точек зрения. Для реализации междисциплинарного подхода в рамках преподаваемого нами курса «Урбоэкология» были применены следующие приемы и методики: - объединение гуманитарных и естественно-научных представлений об актуальных проблемах экологии и городской среды; - учет барьеров между академическим, систематическим подходом к изучению мира и прикладным, практико-ориентированным подходом; - создание коммуникационных (языковых) мостиков – графических отображений процессов и проблем; - создание многоязычных глоссариев по городской экологии (русско-англо-китайских); - разработка образовательных кроссвордов для освоения новых понятий, преодоления межпрофессиональных барьеров; - пространственно-временной анализ проблемы – по стреле времени; - SWOT- анализ; - системно-динамический анализ сложных проблем по схеме Д. Медоуз; - создание «дерева ошибок» как метода анализа рисков. Разработанные методики и подходы позволяют слушателям расширить мировозренческие представления, самостоятельно сформировать углубленное понимание проблем экологии и апробировать их на практических и проектных работах. Разработка и применение комплекса методик оказывает положительное влияние на преподавателей, открывая и укрепляя области междисциплинарной компетенции, обеспечивая полноту обратной связи «преподаватель – слушатель – преподаватель», а также обоюдное обучение на основе общения. Интерактивные методы в образовании отвечают положению А.Н. Леонтьева: «теоретические положения закрепляются в практической деятельности».