![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
В современной геополитической ситуации российское государство все большее внимание обращает на университеты, как институты социализации, социальной интеграции молодого поколения. Об этом свидетельствует целый ряд государственных решений последних лет. Проведенные ранее исследования демонстрируют тот факт, что сегодня модели молодежной политики и воспитательной деятельности в университетах имеют целый ряд противоречий, непреднамеренным последствием которых становится развитие социального инфантилизма молодого поколения, его чрезмерная гедонизация, не готовность к запуску и реализации масштабных проектов. В этом контексте представляет интерес исторический анализ моделей социализации и воспитания студенчества в России с момента создания академии в нашей стране. Эти модели исследуются через призму трех континуумов (критериев): - «открытость \ закрытость» университета для внешней среды; - «стихийность \ целенаправленность» университетского воспитания; - «субъектность \ объектность» студента в университете Исследовательский вопрос, на который автор ищет ответ, формулируется следующим образом: как различное сочетание указанных критериев в разные исторические периоды задавало границы социализационных университетских моделей и способствовало или препятствовало социальной интеграции и успешному транзиту молодого поколения. Теоретико-методологической рамкой исследования является теория структурации Э. Гидденса, понимание дуальности социальных структур, которые задают правила и нормы и одновременно воспроизводятся в повседневной деятельности акторов. В этом контексте мы понимаем университетские социализационные модели как социальные структуры, внутри которых молодые люди интериоризируют дискурсы и практики, впоследствии перенося их в свою повседневность. Также исследования основывается на современных теориях молодежного транзита и молодежной политики в условиях эскалации больших вызовов и глобальных угроз, авторской методологии анализа системы ее реализации. Основной метод исследования - контент-анализ исторических университетских документов.