ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В современных исследованиях науки в последнее время все чаще появляются дискуссии о том, что в связи с развитием технологий ИИ встают вопросы об объективности, правдоподобности и достоверности знания, а также о том, не заменят ли эти технологии фигуру эксперта как ту инстанцию, которая до сих пор выступала гарантом объективности и центром принятия решений. Современные историки науки Дастон Л. и Галисон П. в своей книге, посвященной истории научной объективности, говорят о сменяемости «эпистемических добродетелей», в качестве одной из которых с определенного момента утвердилась и объективность. При этом выдвижение той или иной добродетели, регулирующей научную самость, т.е. выступающей нормативным принципом для ученого при выборе того или иного способа видения и той или иной научной практики, зависит от принятия решений в трудных случаях, требующих воли и ограничения самости. В этом смысле эпистемология соединяется с этикой: ученый, руководствуясь определенными моральными принципами, отдает предпочтение тому или иному способу поведения, выбирая, например, не более точное изображение, сделанное от руки, а неретушированную фотографию, возможно, нечеткую, но полученную механически, а значит более объективную и свободную от какой-либо примеси субъективности. В этой связи небезынтересным представляется эпистемический статус современных технологий на основе ИИ, которые все больше берут на себя функции научной самости, в том числе и в части оказывания влияния на принятие конечных решений и получения объективного знания. Так, например, в области медицины роботизированные аппараты уже оказывают существенную поддержку, забирая на себя часть функций, например, врача первого звена для сбора и анализа стандартизированных данных о пациенте и диагностики. Есть предположение, что в ближайшее время все больше обязанностей будет брать на себя ИИ: обработка данных, разработка новых лекарств и способов лечения, налаживание дистанционного взаимодействия с пациентом и др. Но значит ли это, что научная самость может быть заменена алгоритмами на основе ИИ, а на смену объективности придет другая эпистемическая добродетель, окончательно разрывающая связь этики и эпистемологии, - этот вопрос нуждается в исследовании. Доклад подготовлен в рамках деятельности Междисциплинарной научно-образовательной школы МГУ имени М.В.Ломоносова "Сохранение мирового культурно-исторического наследия".