ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Образ страны в текущей политической обстановке привлекает повышенное внимание как исследователей, так политических деятелей и СМИ. События последних лет усилили интерес общества к проблеме восприятия России как внутри страны, так и за рубежом. На разных площадках идет активное обсуждение представлений граждан о своем государстве, его месте в мире, “друзей” и “врагов” России, а также вопросы национально-государственной идентичности, национальных символов, готовности граждан поддерживать государственные решения и многие другие. Такое внимание к восприятию страны не случайно. Образ страны является фоном, на котором происходит восприятие текущих событий, явлений, действий и решений. В образе страны отражаются базовые установки, которые с течением времени меняются мало и создают фундамент для стабильности и определяют то, как будет протекать те или иные процессы. Понимание того, какие из этих элементов одержат верх в массовом сознании на тот или иной момент времени, как происходит процесс усвоения новых идей и символов, и почему одни становятся значимыми, а другие отходят на второй план, почему одни решения получают поддержку, а другие встречают яростное сопротивление - является важной как исследовательской, так и практической задачей. С 2009 по 2023 года на кафедре социологии и психологии политики факультета МГУ имени М.В. Ломоносова проводилось масштабное политико-психологическое исследование посвященное изучению представлений о России как российских граждан, так и граждан других стран. Эти исследования показывают, что образ страны является сложным и многомерным феноменом, в котором соединяются представления или “субобразы” - например, представления о народе, о территории, об истории, отдельных личностях - политиках, деятелях культуры, спорта, науки и т.д. В ходе исследований была разработана авторская методология и проведены эмпирические исследования, в ходе которых были использованы различные методы, позволяющие проанализировать образы страны как на рациональном, так и на бессознательном уровне восприятия. В ходе исследований были проведены глубинные интервью, которые содержали как закрытые, так и открытые вопросы, которые затем обрабатывались и кодировались по специальной методике. А также для изучения бессознательных аспектов восприятия применялись проективные методики, такие как метод неоконченных предложений, ассоциативные методы и проективные рисуночные тесты. В результате был собран большой массив информации качественного характера, которые позволяют не только проанализировать существующие в современном обществе представления о стране, но и выявить глубинные слои восприятия, которые содержат такие формы как символы и архетипы, которые помогают глубже понять механизмы, которые влияют на конечные мнения и поведения граждан. В докладе мы остановимся на данных полученных в ходе замеров, проведенных весной и осенью 2023 года. Данные предыдущих замеров позволяют оценить динамику образа и выделить устойчивые и изменчивые аспекты образа страны.