![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Одна из характерных черт классической отечественной школы исследователей истории древневосточных цивилизаций, к которой принадлежали Г.М. Бонгард-Левин, И.М. Дьяконов, В.А. Якобсон и др., – внимание к роли общины и общинных структур. В их работах общинные институты предстают как важнейший элемент древневосточного общества. В.И. Гуляев, в своих работах 1970-х – 1980-х гг. отстаивавший типологическую близость древневосточных и доколумбовых цивилизаций, придерживался аналогичных взглядов на место общинных институтов в обществе древних майя. Письменные источники, описывающие общину и общинные институты у майя, довольно поздние (конец ХV – ХVI вв.), а общинные структуры классического периода (I тыс. н. э.) известны исключительно по археологическим данным. Несмотря на успехи в чтении иероглифических надписей майя, среди исследователей по-прежнему преобладает точка зрения, что речь в них идет исключительно о царях, царских династиях, высшей придворной знати и царской администрации, а другие социальные группы практически не упоминаются. Однако в последние годы в ряде работ (М. Зендер, С.В. Вепрецкий, А.И. Давлетшин и Д.Д. Беляев) было показано, что распространённые в текстах «титулы происхождения» типа ах-… (букв. «тот, кто из такого-то места») могут обозначать не отдельных индивидов (военачальников или владетелей), а коллективы («букв. «те, кто из …», то есть «люди из такого-то места»). Анализ употребления «титулов происхождения» в иероглифических надписях VII–VIII вв. городов Западного региона области майя (бассейн р. Усумасинты) – Бонампака, Йашчилана, Паленке, Пьедрас-Неграса, Тортугеро и др. – дает основания считать, что в случае, если они встречаются без сопровождающих имен, то обозначают некую единую социальную группу. Наиболее вероятным представляется, что речь идет о городских общинных коллективах различного ранга (от столиц до небольших городков, входивших в состав майяских номовых государств). Упоминания «людей из …» в военных контекстах свидетельствует, что городские общины могли быть самостоятельными участниками военно-политической борьбы, а не находились всецело под контролем царской администрации. «Люди из …», скорее всего являлись общинной верхушкой, представлявшей общинный коллектив целиком.