ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Термин “национальные интересы” в китайском языке имеет двойное содержание: государственные интересы в контексте международной политической структуры, т.е. интересы государства-нации, что в английском языке передается термином «National Interests», который имеет антипод в виде интересов организации, международных или мировых интересов. Другим значением является внутриполитическое содержание государственных интересов, которое отражает интересы правительства или представляемые правительством интересы всего государства. После провозглашения Дэн Сяопином политики реформ и открытости (1978) Народно-освободительная армия Китая (НОАК) одна из первых приступила к изучению глобальных трансформаций, происходящих в мире, и формулированию национально-государственных интересов страны в 21 веке. При разработке новых, отвечающих современным требованиям, стратегий и теорий военные ученые КНР столкнулись с проблемой отсутствия в Китае на общегосударственном уровне какой-либо концепции национальной безопасности, утвержденной верховной политической властью в лице Всекитайского собрания народных представителей или съезда КПК, где были бы четко сформулированы государственные и национальные интересы КНР. Вопросы государственных интересов в научном сообществе Китая впервые были поставлены в 1987 году на шанхайской научной конференции по теории международных отношений. Тогда многие считали, что у Китая не может быть других государственных интересов, как кроме классовых. Но и в середине «нулевых» годов уже 21 века некоторые ученые не признавали, что за пределами границ Китая могут быть ее интересы. Они считали, что все интересы страны находятся на собственной территории. Такой взгляд тесно связан с историей. «В новое время Китай подвергался жестоким унижениям со стороны Запада. Империалистические державы действовали в ущерб национальным интересам Китая, растоптали ее суверенитет, на территории Китая преследовали национальные интересы своих стран. Вследствие этого, на протяжении длительного времени в нашем сознании преследование каких-либо интересов за рубежом имело смысл нарушения прав и даже агрессии, экспансии и попрание суверенитета других стран. Хотя большинство китайских ученых признают двойное содержание национальных интересов, но под ним они понимают только интересы нации и классовые интересы. Такое содержание, как особые интересы или обычные интересы все еще не включалось ими в понятие внутренних или внешних национальных интересов Китая». Одной из первых теоретических исследований проблем государственных интересов стала монография научного сотрудника Академии военных наук Китая Хун Бина. Он рассматривает интересы страны c точки зрения удовлетворения потребностей экономического развития, политической стабильности, обороны и безопасности, единства и повышения международного авторитета. Понятие «государственные интересы», по мнению ученого, достаточно абстрактное, объемное и представляет определенные трудности для описания его полного содержания. В целях упрощения анализа Хун Бин, наряду с другими китайскими учеными, выделяет только два наиболее существенных государственных интереса: выживания и развития, которым подчиняются все остальные второстепенные интересы. Содержание интересов Китайские специалисты выделяют шесть факторов оказывающих непосредственное влияние на формирование государственных интересов: территория государства, его безопасность, суверенитет, развитие, стабильность и достоинство. Ряд ученых формулируют семь видов государственных интересов: сохранение политической системы, экономическое развитие и процветание общества, научно-техническое развитие, государственная безопасность и стабильность общества, образовательная система и культурные традиции, ресурсная и территориальная полнота, внешняя независимость и самостоятельность. Особым элементом государственных интересов является достоинство государства – guojia zunyan国家尊严, которое означает твердое отстаивание в международном сообществе занимаемого страной положения и защита ее престижа за рубежом. Оно означает признание другими странами международного положения, международного влияния и международного образа страны. Достоинство государства относится к так называемым «невидимым» (wuxing无形) государственным интересам и означает весомость занимаемого положения в глазах других участников международного процесса. Это необходимое любому государству «почтительное отношение» (liyu礼遇) и «национальный престиж» (guoge国格). В каком-то смысле достоинство государства сравнимо со своего рода силой, возможно, «мягкой силой» государства на мировой арене. Утрата достоинства означает потерю «чувства государства» (qinggan情感) и «субстанции государства» (wuzhi物质), что прямым образом влияет на безопасность и развитие государства. Защита достоинства является делом жизни и смерти государства. Чувство собственного достоинства каждого человека выражается в достоинстве и величии страны. Иерархия государственных интересов Возрастание интересов государства по значимости основные интересы по возможным угрозам интересы выживания важные интересы главные интересы второстепенные интересы защита территории (интересы нац.безопас.) защита экономических интересов борьба за благоприятную мировую обстановку интересы роста Данное разделение является весьма условным. Например, «интересы выживания» так же, в свою очередь, можно разделить на «важные» и «главные», а разница между последними представляется достаточно условной. Основные особенности государственных интересов Особенности государственных интересов определяются их отличительными чертами и характерными свойствами, среди которых выделяют шесть главных. 1) Политичность - zhengzhixing政治性. Основные потребности государства, как политической субстанции. Эти потребности соотносятся с понятиями «все государство» (zhengge guojia整个国家) и «весь народ» (quanti guojia全体民众). На Западе государственные интересы понимаются и определяются исходя из интересов индивидуума. На Востоке – интересы человека формируются исходя из интересов государства, личные интересы подчиняются государственным. 2) Национальность - minzuxing民族性. Означает, что потребности государства рассматриваются с точки зрения нации, т.е. одной или нескольких этнических общностей, составляющих единое целостное культурное образование. 3) Многообразие - duoyangxing多样性. Указывает на множественность основных составляющих элементов. Каждый интерес не является чем-то простым по структуре, а соотносится с различными сферами общественной жизни и сложными социальными связями и отношениями и представляет собой органическое целое. Многообразие несет в себе такие смыслы, как «комплексность» (zonghexing综合性) и «целостность» (zhengtixing整体性) или одним словом «совокупность» (zonghexing总和性). 4) Уровневость, градация - cengcixing层次性. Данное свойство означает, что кроме горизонтальных связей 横向联系 между составляющими государственный интерес элементами, еще имеются и вертикальные纵向联系 (вспомним стратегию Цзунхэн 纵横 – союз по горизонтали и вертикали). В системе интересов представлены «верхние слои интересов» biaoceng liyi表层利益и «нижние слои интересов» shenceng liyi深层利益, которые между собой взаимосвязаны. 5) Верховенство - zhishangxing至上性. Верховенство государственных интересов – это высший принцип, которым должно руководствоваться государство при регулировании отношений с другими странами и, в соответствии с которым, никому не разрешается присваивать эти интересы, разделять и попирать их. Любое государство в вопросах отстаивания своих интересов должно проявлять особую бдительность (jingtixing警惕性) и даже “враждебность” (diyi敌意). Вне зависимости от того, кто занимает пост главы государства или правительства, сфера национальных интересов всегда рассматривается, как «запретная зона» (jinqu禁区), где никому из руководителей не позволено идти на уступки. В противном случае при определенных исторических условиях руководитель может стать «предателем» maiguozei卖国贼. Такими примерами могут служить подписание Ли Хунчжаном «Договора Магуань» 马关条约 и «21 статьи» 二十一条 бэйянским (пекинским) правительством. 6) Компенсационность - buchangxing补偿性. В процессе международных контактов можно видеть, как какое-либо государство, исходя из своих потребностей, идет на уступки в вопросах государственных интересов. Например, уступает часть своей территории, идя против совести, подписывает не выгодные для себя условия, временно отказывается от союзников, на короткое время откладывает осуществление некоторых необходимых для государства программ развития. Государство жертвует какими-либо интересами для защиты или получения взамен более интересных и важных выгод. Таким образом, данное качество государственных интересов проявляется в ситуациях, когда государство заключает объективно не выгодные в настоящее время соглашения, твердо рассчитывая получить больше выгод в будущем. Такие действия соответствуют древней китайской мудрости, которая звучит так: “пожертвовать пешкой, чтобы сохранить ладью” diuzu baoju丢卒保车, или другой её вариант: “пожертвовать ладьей, чтобы защитить короля” diuzu baoshuai丢卒保帅. Оба означают: поступиться малым ради сохранения большего. В международной практике многие рассматривают «компенсационность» как «терпеливость, сдержанность» 自制性 в том смысле, что у партнера имеются свои законные государственные интересы, которые он вправе отстаивать. Причины возникновения необходимости применения принципа компенсации. 1. Существует многообразие и категории государственных интересов, которые структурируются в единое целое исходя из баланса ценностей – jiazhi quanheng价值权衡 (ценностного веса каждого интереса), где одним из критериев выступает возможность компенсации. 2. Одна из причин применения компенсационности заключается в том, что основная часть государственных интересов представлена во многих областях и проявляется в своем разнообразии в различных ситуациях. Одни и те же интересы в одних случаях будут реализовываться успешно, в других – не могут быть достигнуты. Возможность компенсации одних интересов другими является важным фактором определения приоритетности интересов. 3. Благоприятным условием для учета необходимости применения компенсации при формировании государственных интересов является увеличение числа и активизация на международной арене таких негосударственных акторов, как транснациональные корпорации и международные организации, которые способствуют появлению у многих стран новых видов интересов, которые представляют возможность разнообразить неформальные отношения государств. В итоге, они создают медиа пространство для стимулирования «контактов» или «трансформаций» по компенсации межгосударственных интересов. 4. Развитие мировой интеграции увеличило степень взаимозависимости между государствами. Различные интересы государств стали взаимно перекрещиваться и взаимопроникать, «ты стал частью меня» 你中有我, «я - частью тебя» 我中有你, поэтому кратно возросло число взаимно компенсированных «областей» и «интерфейсов» (互相补偿的“领域”和“接口”) для реализации государственных интересов в международной сфере. Способы и формы компенсации. 1. Жертвовать частью второстепенных интересов взамен на более важные общие интересы (牺牲局部的次要利益,换取全局的重大利益). 2. Взаимное компенсирование различных типов государственных интересов (不同类型利益之间相互补偿). 3. Для реализации компенсации прибегать к обмену интересами, используя третью сторону (通过“第三者”进行利益交换,完成利益补偿). 4. Жертвуя внутренними интересами добиваться достижения общих (государственных) интересов в международных делах (牺牲国内利益作为其国际方面共同利益的补偿). Современные проблемы государственных интересов Китая Достаточно широкая дискуссия по вопросам национальных интересов страны была проведена только в 2006 году по инициативе и при финансовой поддержке НОАК (Проект 2110). Результаты обсуждения были опубликованы в виде сборника статей под общей редакцией Сюй Цзя . Ученые обратили внимание на некоторые особенности современного состояния в определении и формулировании интересов страны. Изменение иерархии интересов. Янь Сюетун считает, что на протяжении последних тридцати лет приоритет в развитии Китая отдавался интересам экономического развития страны. Интересы безопасности, политики и культуры были подчинены экономическим. Содержание экономических интересов за это время претерпело существенное изменение. Если раньше ставилась задача привлечения капиталов, то потом - его вложение за рубежом. Расширялось и пространство действия этих интересов. Если сначала они концентрировались на приграничных странах, то потом стали включать Африку и Латинскую Америку. Чем дальше, тем больше расширялась география государственных интересов, которые, в конце концов, приобрели глобальный характер. Встал вопрос об определении характера государственных интересов, т.е. речь идет об обычном развитии страны или об ускоренном подъеме. Простое развитие не требует перенапряжения сил, не ставит перед собой задачу превзойти развитые страны. Когда Китай обошел по уровню ВВП Японию, встал вопрос о «структуре» 结构性национальных интересов. Интересы превосходства超越性利益 и интересы расширения扩展利益 – это национальные интересы поднимающейся страны, то есть Китая. Смена последовательности реализации государственных интересов. Янь Сюетун также отмечает, что за небольшой, с исторической точки зрения, период после «холодной» войны Китай был вынужден уже несколько раз менять иерархию своих интересов. В 80-х годах главными были экономические интересы. В начале 90-х годов на первое место резко вышли политические интересы. Это было связано с «событием на площади Тяньаньмэнь» в 1989 году и последовавшей за ним международной изоляцией страны. К 1994 году Китай смог восстановить свой авторитет и преодолеть последствия изоляции, хотя эмбарго на продажу Китаю военной техники западными странами действует и по сегодняшний день и вряд - ли когда-либо будет отменено. В 1996 году разразился тайваньский кризис. Политика “двух Китаев” и “независимости Тайваня”, проводимая президентом Тайваня Ли Дэнхуэем получила большой международный резонанс и стала угрожать политике единого Китая, которую проводил Пекин. Теперь на первый план вышли интересы национальной безопасности страны. К середине «нулевых» стала складываться ситуация, при которой расширялись экономические интересы страны и при этом не гарантировались интересы безопасности. Комплексная мощь Китая увеличивалась не так стабильно, как планировалось. Экономическая сила росла быстрее военной, а политическая – «застыла на месте». Эта неравномерность развития вела к ухудшению безопасности страны. Иерархия национальных интересов Китая на 2006 год выглядела следующим образом: интересы безопасности, политические интересы, экономические и только потом культурные. Экономические интересы по сравнению с периодом 80-х годов 20 столетия с первого места переместились на третье. Пространство действия государственных интересов. За последние три десятилетия границы национальных интересов Китая претерпели существенные изменения. Пространство действия интересов Китая расширилось далеко от собственных границ. Сегодня безопасность жизни и интересов граждан КНР за рубежом, по мнению китайских ученых, не гарантируется. Способность вооруженных сил КНР обеспечить эту безопасность все еще не достаточно. С политической точки зрения Китай уже стал частью мировой системы, что полностью признается другими странами. В 90-е годы 20 столетия Китай вступил в большинство международных организаций. Сейчас уже не стоит вопрос о признании прав Китая в этих организациях. Китай «борется за право определения и установление новых международных правил». В области экономических интересов Китай концентрировал свое внимание на приток зарубежных капиталов и технологий, а сегодня - ставит задачу по выходу за рубеж, расширению вывоза китайского капитала и получение доступа к зарубежным природным ресурсам. В прошлом это был упор на экспорт и расширение товарного рынка, сейчас – увеличение активов в транснациональных компаниях, через которые осуществляется вывоз капитала. В области культуры Китай ставил задачу сохранения традиционной культуры, то теперь – продвижение китайской культуры за рубеж. Государственные интересы КНР в ближайшие десять лет. Проблема национальных интересов полностью относится к сфере «великой стратегии». Это выражается в том, что в современной международной политике существует своя «логика силы», предполагающая борьбу за «руководящее место» и вытекающую отсюда первостепенность проблем безопасности для многих стран, в том числе и для Китая. Важно отметить два момента: комплексность и стратегические возможности. Международная обстановка характеризуется весьма тесным переплетением межгосударственных отношений, которые усложняют структуру национальных интересов, делают их по-настоящему комплексными. В связи с этим, формируются группы совсем новых государственных интересов: интересов вызова, взаимосвязи, пересекающихся интересов. Проблема комплексности постепенно превращается в отдельную «дисциплину по изучению философии и искусства стратегического планирования». Рост экономической и военной мощи резко увеличили стратегические возможности Китая и, в первую очередь, возможности по «структурированию международной системы». Однако сейчас «относительный недостаток возможностей структурирования – это ключевой фактор, ограничивающий будущее развитие Китая, который нельзя преодолеть в короткое время». Поэтому, считает Тан Юншэн, в целях гарантирования выживания и развития Китая необходимо ускорить создание «сети безопасности», повысить качество экономики и привлекательность культуры. Повышение «структурных возможностей» на международном и региональном уровне позволит Китаю успешно осуществлять свои национальные интересы. Иерархия национальных интересов Китая на ближайшую перспективу выглядит следующим образом: интересы социально-экономического развития и увеличения комплексной мощи; интересы государственного суверенитета, территориальной целостности и морских прав; интересы обеспечения благоприятной международной и приграничной обстановки; интересы ответственной державы международного сообщества.