ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
На территории Малой Азии были найдены терракотовые, богато декорированные саркофаги VI–V вв. до н. э. в некрополях нескольких ионийских центров: Клазомены, Старая Смирна, Милет и некоторые другие. Проблема «расшифровки» росписей данных предметов погребального обряда остаётся актуальной с конца XIX в. Сегодня в искусствоведении сосуществуют две точки зрения на проблему. Первая — росписи декоративны и не несут в себе дополнительных коннотаций (Р. М. Кук и др.), вторая — росписи представляют собой некий «код» или «язык», выраженный в образах и их комбинациях для отражения погребальных верований клазоменцев (Э. Кирхнер и др). Доклад развивает вторую точку зрения. В ней предлагается соединить семантическое осмысление росписи с анализом формы на примере клазоменского саркофага из Британского музея (510–480 гг.). Именно саркофаг как целое, а не только его декор, аккумулирует все главные темы и смыслы. Изображение ключевых формул-образов (различных вариантов изображений битв, агонов, миксоморфных существ, орнаментов и пр.) имеет определенное расположение на крышке и ящике — осеняющих, обрамляющих и вмещающих элементах конструкции. Это продиктовано внутренней логикой последовательности «событий»: от битвы (и гибели) до погребальных игр и пребывания в Элизии. Из комплексного прочтения формы и декора складывается основная идея саркофага-«героона», что в смысловом отношении сопоставимо с анатолийскими погребальными сооружениями того же времени.