ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Современная наука выступает как большой бизнес. В нее вкладываются гигантские средства. Причин этому множество. Можно сказать, что это связано с самим характером тех социальных отношений, в которых мы находимся. Ученые нанимаются частными компаниями, у них могут быть контракты или гранты, которые создают все необходимые условия для проведения «заказных» исследований для частных кампаний; многие ученые обладают своей интеллектуальной собственностью (патенты), некоторые из них начинают формировать собственные вновь созданные компании, чтобы трансформировать результаты исследований в товар. В конечном счете, все это приносит немалый доход. Заниматься наукой становится просто-напросто выгодно. Но возникает вопрос: видоизменяет ли такой подход саму науку? Задает ли это какие-то рамки для научного исследования? Как модифицируются понятия объективности научного исследования, «истинности» достигнутых результатов; как трансформируются ценности научного исследования, в частности, честность, открытость, ответственность. Не становится ли научное исследование частичным и фрагментарным. Что происходит в сфере фундаментальных исследований: выполняет ли наука, свое, казалось бы, основное назначение поиска истины? Заметим, что вопрос истинности научного знания возник здесь не случайно. В том общекультурном контексте, в который мы попали сегодня, он приобретает особое значение. Возможно, что дело не только в том, что мы живем в эпоху достигших своего пика товарно-денежных отношений (когда уже практически все продается и покупается); но и в том, что статус науки, а значит и понимание ее целей и задач меняется. В контексте современной философии трудно говорить о том, что наука занимается поиском абсолютной истины. Скорее, всякое научное исследование представляет собой решение определенных проблем, и это решение, не является ни единственно правильным, ни единственно возможным. Важно лишь то, что есть задача и есть ее решение, решение не является ни истинным, ни ложным; оно просто работает или не работает. Таким образом, наука создает определенную картину мира, которая на данном этапе является для нас наиболее понятной и удобной, которая дает приемлемые ответы на наши вопросы и обладает возможностью объяснения фактов. Речь идет фактически о том, что понимает Л. Витгенштейн в «Логико-философском трактате» под «сеткой», Т.Кун под «парадигмальной наукой», Р. Карнап под «концептуальными каркасами». Все это порождает определенные вопросы, в частности, в сфере образования. Если наука не занимается поиском непреложной истины, то фактически исчезает понятие объективности научного исследования (ученый ищет лишь решение, проблем и, понимая, что этих решений может быть множество, он выбирает то, которое является для него наиболее удобным). Но возникает опасность того, что мы попадем в ситуацию, когда наука станет лишь инструментом решения возникающих задач, иными словами она будет нацелена лишь на выполнение «заказа» частных компаний и корпораций. Это приведет к тотальной трансформации всей системы образования, которую мы имеем на данный момент. В России уже сейчас мы имеем дело с ситуацией резкого сокращения государственного финансирования сферы образования и возрастания влияния частного сектора. Появляется огромное количество негосударственных вузов, возникает «резкая диспропорция в подготовке специалистов» [В.В. Миронов Размышления о реформе российского образования. М., 2011. С.20]. Все это ведет к неизбежному снижению роли фундаментального образования, к появлению сугубо практически ориентированных специалистов, каждый из которых владеет лишь определенным узким сектором той области, с которой ему приходится работать. Заметим, что речь не идет о том, чтобы остановить ход всех этих трансформационных процессов, представляется, что они носят интерсубъективный, независимый от отдельных людей характер. Скорее, задачей в данной ситуации и на данном этапе является, в первую очередь, осознание происходящих изменений и тех проблем, которые могут в связи с ними возникнуть, а также своевременное и корректное видоизменение системы образования в соответствии с современными тенденциями.