ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Источником нашего исследования является сочинение жанра тхантыть (thần tích 神蹟) – повествования о духах-покровителях вьетнамских общин и деревень. Важная особенность репрезентации событий древности в тхантытях заключается в сочетании житийного формата повествования со стройностью исторического нарратива, возникшей вследствие редакции текста придворными историографами Дайвьета, а затем и Дангнгоая в XV-XVII вв. Это позволяет исследовать текст тхантытя как исторический источник. Исследуемый нами текст – это тхантыть о женщине по имени Нгок Тьи (Ngọc Chi玉枝) из провинции Хынгиен, участнице войны против китайцев под руководством сестер Чынг (39-42 гг. н.э.). Все эти женщины-воительницы – вдовы казненных китайцами представителей вьетской знати. Историографы XV-XVII вв.: 1. считали необходимым встраивание предания в ткань исторических событий; 2. обращались преимущественно к военному прошлому страны; 3. писали о персонажах, давно ставших объектом поклонения, что накладывало отпечаток на описание героев; 4. наделяли героинь тхантытей сакральной и политической властью в силу характерной для вьетнамской культуры особенности – сакрализации женского. Вероятно, сестры Чынг и Нгок Тьи были лишь символом войны и носителями сакральной власти, тогда как политическая власть принадлежала мужчинам-сподвижникам, не упомянутым в текстах (возможно, сыновья героинь возглавили выступление после казни отцов).