ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В 2015 г. исполнится 25 лет проведению в нашей стране олимпиад школьников по географии на национальном уровне. Первая (и, увы, последняя) Всесоюзная олимпиада прошла в 1991 г. в Крыму; с 1992 г. ежегодно проводится Всероссийская олимпиада по географии. За эти годы только на заключительном этапе олимпиады в ней участвовали около 3,5 тыс. школьников, а количество участников отборочного регионального этапа в субъектах Российской Федерации ежегодно превышает 5 тыс. человек. Победители Всероссийской олимпиады по географии представляют нашу страну на международных соревнованиях – Международной олимпиаде по географии (iGEO) и Всемирном географическом чемпионате “National Geographic”. За время участия в этих олимпиадах члены российских команд завоевали 5 золотых, 6 серебряных и 14 бронзовых медалей. Основой для развития Всероссийской олимпиады по географии стал опыт проведения олимпиады школьников в МГУ имени М.В. Ломоносова, проводящейся с 1950-х гг. Определенный опыт проведения географических олимпиад накоплен и вне столицы – в Пермском крае, Санкт-Петербурге, других регионах. Есть «точки роста» и на уровне отдельных образовательных учреждений, где школьные олимпиады проводятся учителями-энтузиастами. Но, к сожалению, в силу ряда причин, в том числе, недостаточной пока престижности географии в системе высшего образования, а также малочисленности профессиональных коллективов географов, система географических олимпиад в нашей стране еще далеко не идеальна и нуждается в развитии. В основу этого развития может быть положен опыт составления олимпиадных заданий и подготовки школьников к участию в олимпиадах, накопленный как в нашей стране, так и за рубежом [1, 2, 3]. Исходя из специфики жанра, олимпиадные задачи должны быть увлекательными. Вместе с тем, их содержание должно основываться как на классических научных концепциях, и по возможности учитывать новейшие достижения географической науки. Как показывает отечественный и зарубежный опыт проведения географических олимпиад, условия олимпиадных задач следует включать как можно больше карт, а также иллюстраций: схем, фотографий, изображений ландшафтов и географических объектов, людей и памятников архитектуры. Широкие возможности для этого открывают различные справочные материалы, размещенные в сети Интернет, программа “Google Earth”, и т.д. [5, 6]. Ознакомиться с заданиями международной и Всероссийской географических олимпиад за прошлые годы можно на соответствующих сайтах Интернет [7, 0]. Полезным для составления задач может оказать перечень основных умений и навыков (в оригинале – «командных терминов» (Command Terms)), подготовленный комитетом Международного географического союза по географической олимпиаде. Согласно этому перечню, в задании могут использоваться следующие «командные термины» [8]. • «Проанализируйте»: разделите условие на содержательные блоки и по отдельности объясните тенденции, аномалии, взаимосвязи. • «Рассчитайте»: проведите необходимые вычисления. • «Начертите, нарисуйте»: постройте график, схему, карту (в т.ч., используя имеющуюся в условии статистические и иные данные). • «Отметьте»: отметьте на графике, схеме, карте определенные элементы, подпишите их. • «Определите на карте»: найдите на карте объект, определите его координаты, охарактеризуйте особенности географического положения. • «Определите»: назовите (объект, процесс). • «Опишите»: охарактеризуйте особенности (например: размеры, форму, строение, местоположение определенной формы рельефа). • «Дополните»: добавьте к описанию недостающие детали. • «Объясните»: дайте характеристику причин (последствий) описанного явления. • «Выделите»: определите основные причины, особенности. • «Оцените»: охарактеризуйте значение (ценность) определенного явления (процесса, тенденции), сопоставив преимущества и недостатки; оцените перспективы, дайте прогноз. • «Сошлитесь на»: приведите данные и/или источники информации, на основании которых вы сделали выводы. Подготовка школьников к участию в географической олимпиаде, в особенности, к высшим ее этапам, должна иметь как теоретическую, так и практическую составляющие. Умение применить теоретические знания в конкретных обстоятельствах на определенной территории крайне важно, поскольку география в современном мире становится все более практически ориентированной областью научного знания, необходимой для решения многих злободневных проблем и повседневных задач. К слову, во многих зарубежных странах именно подобным образом сориентированы школьные программы по географии. Поскольку география остается «полевой» наукой, участники олимпиад должны быть готовы к работе на местности. Кроме того, поскольку география изучает все возможные явления и факты «от геологии до идеологии» (по Н.Н. Баранскому), участники олимпиады должны обладать широкой географической эрудицией. Многолетний опыт проведения заключительного и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по географии, а также подготовки команд России к международным географическим соревнованиям позволяет нам назвать следующие основные слагаемые успешной подготовки участников этих олимпиад [2, 4]. 1. Географическая эрудиция (20-30% от максимальной итоговой оценки за все туры/раунды). Знание: • географической номенклатуры; • физической и политической карты мира, регионов, стран; • основных параметров географических объектов (высоты гор, длины рек, солености морей и т.д.); • состава флоры и фауны материков и стран мира; • основных статистических данных о населении стран, людности городов, валовом сборе сельскохозяйственных культур, объёмах добычи полезных ископаемых, и т.д.; • названий и особенностей этносов, распространения религий; • местоположения памятников природы, истории и культуры (в первую очередь, из Списка Всемирного наследия ЮНЕСКО). 2. Теоретическая подготовка (40% от максимальной итоговой оценки за все туры/раунды). • Знание основных географических закономерностей (основ общего землеведения, геологии и геоморфологии, климатологии и метеорологии, географии населения и хозяйства, и т.д.). • Умение объяснять географические явления. • Уметь моделировать географические процессы. • Умение применять теоретические знания на практике 3. Полевые навыки (40% от максимальной итоговой оценки за все туры/раунды): • ориентироваться на местности; • вести маршрутные наблюдения; • фиксировать результаты наблюдений; • картировать территорию по маршруту (составлять кроки, строить карты с использованием имеющихся картографических основ); • анализировать отмеченные на маршруте изменения в характере местности; • интерпретировать результаты маршрутных наблюдений и их анализа (составлять логические схемы, строить графики); • прогнозировать пространственно-временную динамику объектов, явлений и т.д. по результатам маршрутных наблюдений. Литература 1. География. Олимпиады. / Авт.-сост. А.С. Наумов. – М.: Дрофа, 2011. – 316 с. 2. Кунха С.Ф., Наумов А.С. Как готовиться к олимпиадам по географии. По материалам олимпиад National Geographic и Всероссийской олимпиады. – М.: АСТ: Астрель, 2008. –223 с. 3. Наумов А.С. Всероссийская олимпиада школьников по географии: итоги 20-летия. // География в школе, 2011, №2. С. 26-34 4. Наумов А.С. Итоги международной олимпиады по географии 2012 года. // География в школе, № 2, 2013. С. 36-39. 5. Наумов А.С., Соколова Д.В. Теоретические задачи Всероссийской олимпиады по географии. // География в школе, 2011, №2, с.35-44 6. Naumov A. The All-Russian Geography Olympiad. // International Research in Geographical and Envirionmental Education. 2007, Vol.16, No3. P.283-292. 7. http://www.geoolympiad.org/fass/geoolympiad/previous.shtml 8. http://promotinggeog.geo.ntnu.edu.tw/iGeo%20Command%20terms%202013.pdf 9. http://www.rosolymp.ru/index.php?option=com_participant&action=task&Itemid=6789