![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Актуальность разработки проблемы генеза ответственности человека возрастает в современной ситуации кризисных изменений в обществе, ценностно-смысловых трансформаций, перманентной ресоциализации. Современная система образования в плане формирования ответственности отделена от жизненной практики, есть дисбаланс между осознанием ответственности подростками и ответственным поведением.Развитие ответственности проходит следующие этапы: добровольное принятие ролей и обязательств, переживание трудностей и напряжения, мотивация к выполнению обязательств и усвоение я-концепции, которая ведет к ответственному поведению в разных контекстах. Сверстники вносят свой вклад, создавая чувство солидарности и одновременно устанавливая взаимную подотчетность.Среди сфер проявления своей ответственности подростки выше оценивают дружескую, семейную и сферу реализации творческих достижений. Сравнительно ниже – учебную, что отражает образовательную модель нравственного воспитания с акцентом на передачу знаний, а не на моральную практику. Представления подростков об ответственности смещены в область исполнительности, нежели инициативности; индивидуалистичности нежели ответственной работы в команде. Важным представляется изучение проявление ответственного поведения в индивидуальных поступках и групповом взаимодействии в социальных практиках.