ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Разум по своей природе воплощен. Мышление по большей части бессознательно. Абстрактные понятия преимущественно метафоричны (Lakoff G., Jonson M.) 1. Деятельность в системно-информационной культуре сталкивает человеческий род (живое) с проблемой собственного интеллекта. Биологическое знание, предвосхищающее существование в окружающей среде, необходимо нарастить равносильным научным знанием для предвосхищения деятельности в рациональной среде наукоемкого третьего мира [1]. 2. Мир систем формирует жизнь в науке [2] за счет продвижения в междисциплинарные области. При синтезе предметные области взаимно обогащаются и задействуют их суть (смыслы). Возникает новое качество образования: его общеобразовательная роль закончилась. Сформирован вызов на непрерывное образование, в котором профессионализм определяется мышлением, способным к экспансии [3, 4]. Самосознание должно соответствовать движению по смыслам и базироваться на представлениях об отличии истины от лжи, смысла от бессмыслицы, понятого от непонятого. 3. Живое [5] существует через познание окружающей среды. В системной культуре средой стали знания. Интеллект в научной среде действен мышлением, а не является органом выживания. Решенная биологическая задача сохранения рода трансформировалась в социально-культурную задачу выживания рода. Примитивные социальные системы не соответствуют запросу по интеллектуальному усложнению деятельности со знанием. Требуется профессионал, способный к экспансии. Но обрести сложное качество возможно при личностном вхождении в мир-3. Этой свободе духа способствует системное дело, инструмент интеллектуального «взросления». Тем самым мы обречены «царство необходимости» превратить в «царство свободы», повзрослев до личной ответственности в общественных отношениях. Предельные абстракции являются истинным средством контроля над нашим мышлением о фактах (Уайтхед А.) 4. Философия, решая задачу объективности знания, непрерывно приобщала всех к интеллектуальному усложнению. Монизм распространил значение познания. Дуализм активизировал познающего субъекта. Трилизм выявил окончательных игроков процесса познания: реальный мир (природу), идеальный мир (культуру), априорного мыслителя (дух в теле для дела в культуре). Системный мир сформировал инструмент познания ноосферу, социально-культурную сеть человечества. Эволюционная эпистемология [6] разрешила проблему объективности выделением нового уровня живого: когногенез – сеть производящих знания субъектов. Знание экстенсивно за счет включения субъекта в ноосферу, а не абсолютно, не предельно. Но гуманитарное образование, в основном обслуживающее жизнь в социуме, занято базовым мышлением. Оно формируется на предрассудочном, чувственном вхождении в род (мотивы морали, этики, эстетики, идеологии) освоением языка (носитель объективного знания филогенеза). Средства самовыражения и формирования личности соответствует онтогенезу [7]. Но жизнь в системной науке определяется соответствием рациональному протоколу (смыслы мира) на основе языка информатики (расширение математики) средства научной коммуникации. Требуется естественнонаучное (рациональное) образование, обогащающее гуманитарное предельными абстракциями ноосферы. Образовательное пространство нуждается в мире-3 через суть предметов на их синтезе. Наши лингвистические способности следует задействовать для продвижения к интеллектуальной реальности ноосферы средством языка категорий [8]. 5. Рациональное образование строится на синтезе трех составляющих. Во-первых, герменевтика [9] определяющая эпистемология, т.к. требуемый рациональный уровень мышления, непосредственно цепляет онтогенез. Именно, вхождение учащегося в круг (герменевтический) познанного требует движения по исторически происходившим филогенетическим достижениям. Поэтому, во-вторых, нужна эволюционная эпистемология с понятием роста научного знания [10]. Это представление следует распространить на субъект как решателя проблем в отношении движения по смыслам ноосферы. Эпистемологическая проблема объективности знания в философии стала проблемой приобщения учащегося к миру-3. В-третьих, нужна синергетика [11] теория, применимая к развитию интеллекта посредством самоорганизации в отношении поведения цели, теории, конструктивной концептуальной деятельности; подсознания. Интеллектуальная реальность захватывает смыслы мира-3. Абстрактный образ самоочевидной реальности уже не очевиден. 6. Проблемы образования технологичны [12], т.к. необходимо (возможно достаточно) организовать личностное вхождение в смыслы мира-3. Отсюда образовательное пространство учащегося представляется связным (целостность) и адаптивным (использование в соответствии с интеллектуальной адекватностью). На ф-те ВМК МГУ ведется работа по созданию электронной базы знаний для адаптивного использования в отношении саморазвития при непрерывном образовании [13]. Она представляется как среда хранения, исследования, использования учащимся учебных курсов в целостности смыслов. В базе фоновое знание образует язык категорий (универсальный объект познания). Иерархия строится: от понимания к сознанию, от сознания к подсознанию. Моделирование включает представление об интеллектуальном прорыве. Для самотрансценденции («поднять себя за волосы») и рационализации (критическое устранение ошибок) используются прямой и обратный пути обучения, представляющие единство онтогенеза и филогенеза (на базе филогенетического прорыва). Конструктивность достигает моделирования учащегося, решающего проблему овладения «горящим» учебным курсом. На этом пути преподавательский корпус довооружится средством, позволяющим ему справиться с вызовом на развитие интеллекта учащегося. Литература 1. Поппер К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход. М.: Эдиториал УРСС, 2002. – 384 с. 2. Розов Н.Х., Рейхани Э., Боровских А.В. Узлы в школе. Уроки развития пространственного мышления. М.: КДУ, 2007. – 112 с. 3. Успенский В.А. Апология математики. М.: Амфора, 2011. – 240 с. 4. Манин Ю.И. Математика как метафора. М.: МЦНМО, 2008. – 400 с. 5. Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем. М.: ИД Гелиос, 2002. – 336 с. 6. Кэмпбелл Д.Т. Эволюционная эпистемология. Сборник «Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики». М.: УРСС, 2000. – 464 с. 7. Пинкер С. Язык как инстинкт. М.: Эдиториал УРСС, 2004. – 456 с. 8. Маклейн С. Категории для работающего математика. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2004. – 352 с. 9. Гадамер Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. – 367 с. 10. Поппер К.Р. Предположения и опровержения. Рост научного знания. М.: АСТ Ермак, 2004. – 638 с. 11. Капра Ф. Скрытые связи. М.: ИД София, 2004. – 336 с. 12. Поспелов Д.А. Десять «горячих точек» в исследованиях по искусственному интеллекту //Интеллектуальные системы. М.: МГУ, 1996. 13. Громыко В.И., Казарян В.П., Васильев Н.С. Симакин А.Г., Аносов С.С. Синтез курсов обучения в интеллектуальной обучающей системе. М.: ИО ф-та ВМК МГУ. Ломоносовские чтения 2013.