![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
В докладе исследуется проблематика внедрения систем искусственного интеллекта в такие сферы, как медицина и искусство. Кратко анализируются основные концепции авторства XX века и формулируется три гипотетических этапа внедрения систем искусственного интеллекта: ИИ как технология и инструмент (1), ИИ как соавтор (2), ИИ как автор (3). Поднимается вопрос о возможности реализации третьего этапа, то есть наделения систем искусственного интеллекта статусом «автора» в таких процессах, как, например, медицинская диагностика (постановка диагноза) и создание произведения искусства. В докладе приводятся примеры технологий искусственного интеллекта, успешное внедрение которых ставит под сомнение неотчуждаемость антропогенного фактора с точки зрения авторства. Это в свою очередь актуализирует вопрос о трансформации роли человека вплоть до полного его исключения в качестве «автора» из данных сфер. В докладе исследуются некоторые социальные и методологические факторы, которые не позволяют, по крайней мере пока, постулировать превалирование систем ИИ над человеком, несмотря на их объективное превосходство в некоторых, преимущественно алгоритмизируемых процессах. Показано, что, несмотря на возможное отождествление ИИ с ролью автономного автора в некоторых процессах, отсутствие у ИИ сознания делает крайне маловероятным воспроизведение сложных характеристик человеческой личности (эмпатия, вдохновение), которые являются необходимыми для успешного достижения целей в медицинской сфере и сфере искусств.