![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Платон обоснованно считается не только основоположником всей европейской философии, а именно философии par excellence, понимаемой в качестве метафизики, а не натурфилософии, но и родоначальником трансцендентализма. Если рассматривать Иммануила Канта в его отношении к платоновской философии, то мы должны видеть в кёнигсбергском мудреце достойного продолжателя афинского схоларха и творца (относительно) завершенной и ставшей классической трансцендентальной парадигмы. Безусловно, эти две философские вершины объединены очень многими обязательными структурными компонентами трансцендентализма. К их числу следует отнести, например, критицизм как требование «принимать нечто за истинное не иначе как после исчерпывающей проверки принципов»; разработку и анализ оснований внеэмпирического познания; концепцию синтетического действия врожденных/априорных понятий; учение об очищении души, или сознания, от чувственного содержания с целью экспликации их фундаментальных неэмпирических структур; обоснование (дедукцию) чистых (врожденных) категорий; доминирование практического разума над теоретическим и некоторые другие. Одним из таких элементов, тесно связывающих двух философов, является понятие трансцендентального субъекта. Разумеется, у Платона в принципе не могло быть такого понятия. Однако в его метафизике присутствуют и реализуются те же самые ноэтические функции разума (ума), которые характерны для кантовского трансцендентального субъекта.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Programma_Transts._seminara..doc.pdf | Programma_Transts._seminara..doc.pdf | 344,3 КБ | 15 апреля 2024 [Maria_Lebedeva] |