ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Доклад посвящен анализу роли и позиции России в процессе развития международного космического права (МКП). Действующая система норм МКП включает две большие подсистемы, регулирующие мирное и военное использование космоса. В обоих подсистемах есть юридически-обязательные и рекомендательные нормативные акты. В последние годы наблюдается тенденция отказа от юридически-обязательных договоров в пользу рекомендательных. Важной чертой последних является то, что рекомендательные нормы не возлагают обязательств и не дают права требовать их исполнения, лишь предлагают некоторые варианты действия, поведения, которые признаются правомерными. Это не означает, что действие или поведение, отличное от рекомендованного, нельзя автоматически признать неправомерным. Следовательно, рекомендательная норма не задает четких рамок дозволенного. Система, опирающаяся исключительно на рекомендательные нормы, подобна ситу, которое не может удержать воду, так как не имеет достаточно плотных стенок. Количество проблем, которые накопились в области регулирования космической деятельности государств, а теперь уже и частных компаний и даже отдельных физических лиц, множится с каждым днем. Правовое регулирование и технический прогресс глубоко связаны между собой, могут как тормозить, так и усиливать друг друга. К сожалению, темпы развития науки и техники и правового регулирования не совпадают. Для примера в докладе приводятся результаты качественного и количественного анализа деятельности юридического подкомитета ООН по космосу за 60 лет, выявлены причины запаздывания правового регулирования. На основании официальных заявление Министра иностранных дел России Сергея Викторовича Лаврова изложена текущая позиция России по вопросу развития МКП, с учетом политических реалий. С учетом изложенного, сделан вывод о необходимости последовательного отстаивания позиций России в ООН и продвижения концепции прогрессивного развития МКП путем кодификации, предусмотренной ст. 13 Устава ООН. Кодификация, с одной стороны, обеспечивает сохранение действующей системы правовых норм, с другой, обеспечивает устранение правовой неопределенности, введение новых норм, устранение возможных коллизий. Процесс кодификации подразумевает участие широкой коалиции государств. Чтобы ее сформировать нужен проект, конкретные предложения, которые отвечают интересам не только развитых стран, которые контролируют 90% космических программ, но и развивающихся. Космические технологии являются ключевым звеном технологического суверенитета России, которыми наша страна владеет по праву, которые мы может экспортировать. Россия, в опоре на авторитет в освоении космоса, является естественным лидером, способным сформировать широкую коалицию государств. Развитие правового регулирования с учетом национальных интересов России и дружественных стран, заинтересованных в импорте наших космических технологий, обеспечит сохранение и укрепление позиций России и ее союзников на международной арене. Для реализации изложенного подхода предложена рамочная модель универсального кодифицирующего нормативно-правового акта в области регулирования космической деятельности и программа реализации мероприятий на полях ООН по продвижению предлагаемого проекта от имени Российской Федерации.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Сертификат участника конференции | Благодарности_спикерам_ТГП_compressed.pdf | 111,2 КБ | 1 августа 2024 [nasa2000] |