![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Регулирование цен на топливо часто применяется для сдерживания цен на внутреннем рынке: особенно в ряде стран с социально-политическим устройством, требующим стабильности цен на этом рынке [Федоров, 2024]. Необходимость в регулировании цен на данном рынке также отчасти обусловлена низкой эластичностью как спроса, так и предложения [Regnier, 2007; Григорьев, Курдин, 2013]. При этом в России в разное время действовали три регуляторные альтернативы: экспортные ограничения, соглашения правительства с вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (нефтяными ВИНК) о сдерживании цен, а также – т. н. демпферный механизм. С 2019 года демпферный механизм является основным инструментом сдерживания оптовых цен на топливо на внутреннем рынке. С помощью возвратного акциза он позволяет снижать колебания оптовых цен на топливо при изменении паритета между внутрироссийской ценой и ценой мирового бенчмарка. Однако, несмотря на действие механизма, оптовые и розничные внутрироссийские цены на топливо стабильно растут. Более того, в 2023 году на рынках нефтепродуктов на фоне санкционных ограничений произошли ценовые шоки, сгладить которые демпферный механизм не смог. На фоне своей дисфункции демпферный механизм неоднократно корректируется, но корректировки формулы расчета выплат по демпферу не приносят ожидаемого результата: в наиболее острые периоды ценовых шоков демпфер все также не справляется с ситуацией – в связи с этим вводятся дополнительные меры, включая экспортные ограничения. Де-факто демпфер на ноябрь 2023 года принес чистые расходы для государственного бюджета в размере 4,1 трлн руб., то есть демпферный механизм большую часть времени является механизмом субсидирования потребления топлива на внутреннем рынке. 2020 год – единственный, в который демпферный механизм принес средства в бюджет в размере 357 млрд руб. Однако в этот период демпферный механизм работал на завышение реальных рыночных цен на топливо в условиях пандемии COVID-19 и этим препятствовал восстановлению экономической активности. Таким образом, действующий демпферный механизм представляет из себя неработающий инструмент, искажающий информацию о реальной цене на топливо для потребителя на внутреннем рынке, приносящий значительные объемы чистых расходов бюджетной системе и затратный с точки зрения трансакционных издержек по его постоянной донастройке. Идея создания демпферного механизма заключалась в том, чтобы снизить трансакционные издержки по постоянному заключению соглашений с нефтяными ВИНК, создав универсальный постоянно действующий механизм, не требующий принятия дискреционных решений по регулированию цен на внутреннем рынке. Название «демпферный» означает, что механизм регулирования нацелен на погашение колебаний цен – позитивный эффект работы демпферного механизма, по замыслу, заключается в стабильности цен для внутренних потребителей. Однако механизм сглаживает незначительные ценовые колебания, которые не представляют для потребителей серьезных рисков, но передают ценные сигналы и помогают повышать эффективность потребления топлива (за счет корректировки потребительского выбора). Ситуация с работой демпферного механизма осложняется и некорректностью использования ценовых бенчмарков в условиях санкционных ограничений на экспорт российских нефтепродуктов. Демпферный механизм до сих пор привязан к европейским ценам CIF Rotterdam – для внесения поправки на дисконт в сентябре 2023 г. вместо смены ценового индикатора вводились корректировки в формулу расчета выплат по демпферу (был установлен коэффициент 0,5). Введение временных экспортных ограничений на топливных рынках во время ценовых шоков осенью 2023 года и в феврале 2024 года показало свою высокую эффективность – после введения ограничений оптовые цены начали моментальное снижение. Демпферный механизм в то же время в обоих случаях не продемонстрировал никакого эффекта. Заключение соглашений с ВИНК в то же время связано с высокими трансакционными издержками и может оказывать негативное влияние на состояние конкуренции на рынке – из-за сдерживания цен в розничном сегменте, к которому готовы ВИНК, с рынка АЗС вымывается сегмент независимых заправочных станций. Если обратиться к сравнению дискретных структурных альтернатив при выработке инструментов экономического регулирования [Шаститко, Павлова, 2022], то из трех альтернатив сегодня наиболее эффективной видятся временные экспортные ограничения – они не требуют дополнительных бюджетных расходов, их введение не связано с высокими трансакционными издержками для правительства, и они демонстрируют высокую эффективность. Для превращения этого инструмента в постоянный регуляторный механизм возможно введение правила – например, при повышении цены на внутреннем рынке на определенное число процентных пунктов автоматически вводить экспортные ограничения на определенный срок. Вместе с тем, основным риском введения такого механизма и возможной причиной того, почему на него не заменен демпферный механизм, видится нарушение условий средне- и долгосрочных контрактов на экспортные поставки нефтепродуктов, что может ограничить возможности по адаптации отрасли к санкционным ограничениям.