ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
https://www.philol.msu.ru/dcx/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20%D1%81%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%20-%20%D0%9B%D0%9E%D0%9C%D0%9E%D0%9D%D0%9E%D0%A1%D0%9E%D0%92%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%95%20%D0%A7%D0%A2%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%AF%202024%20-.pdf Доклад посвящен игре слов в комедии Шекспира «Напрасные усилия любви». В данной комедии больше, чем во многих других шекспировских пьесах, исследуется сила и ограничения языка. Шекспир виртуозно жонглирует идеями и играет словами. Эта комедия никогда не была среди самых популярных пьес Шекспира из-за педантичного юмора и языковой плотности, предъявляющих большие требования к зрителям. Неукротимое веселье прорывается словесной искрометностью в изощренной игре слов – шутках и каламбурах. Однако, многие шутки и каламбуры непривычны для современного зрителя, поскольку оказываются гораздо более привязанными к определенной исторической эпохе и передают ее социальные установки. Джон Драйден считал остроумие «изобильным природным качеством Шекспира», наследие которого оказало огромное трансформирующее влияние на творчество драматургов XVII века: оно позволило им избежать резкости традиционной комедии и заменить ее восторгом. Аудиториям XVII века очень нравилось легкое, беспечное качество шекспировского остроумия. Жестокость остроумия может придавать оттенок горечи шекспировской комедии, но эта горечь обычно уравновешивается более «сладостным» элементом: движением нарратива в сторону любви. Веселая «война» остроумия двух спорящих влюбленных доставляет удовольствие. В пьесе наблюдаются случаи аллитерации, изящные (джентильные) выражения, педантизмы, поэтизмы, намеренные неясности, помпезные выражения, малапропизмы, говорящие имена, ряды синонимов, ассоциативные значения, омофоны, ошибочное восприятие слов, двусмысленности, аллюзии и т.д.