![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Автор рассматривает концепт дикости и образ «дикого» человека в марийских мифологических представлениях и фольклоре. Согласно поверьям различных этнографических групп марийцев, природные локусы (леса, овраги, горы) населены духами-хозяевами (чодыра кугыза, чодыра оза, леший) и другими демоническими персонажами (овда, чодыра ия, корем ия и др). С одной стороны, представляется возможным охарактеризовать эти фольклорные образы как антропоморфных персонажей, владеющих речью и вступающих с людьми в коммуникацию. С другой стороны, они, согласно местным представлениям, не выделены из мира природы и являются его частью. Это позволяет рассматривать указанную категорию персонажей в контексте образа «дикого человека», который широко представлен в мифологических текстах народов Евразии и Америки (например, снежный человек, йети и другие понятия, которые также могут использоваться в марийской традиции). В современных текстах марийской несказочной прозы основными предикатами «дикого человека» являются: 1) зооморфные черты облика; 2) мотив похищения людей; 3) представления о демонических персонажах как о древних насельниках марийских территорий, отдельном биологическом виде; 4) некоторые категории эвиденциальности. Местной спецификой «дикого человека» можно считать его частую феминизацию, проявляющуюся в образе лесной женщины овды, а также приписываемую персонажам способность оборачиваться в животных. На основе полевых материалов, собранных в районах проживания луговых и восточных марийцев, автор рассматривает особенности локальных типов «дикого человека», характеризующихся ярко выраженными демонологическими чертами.