ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В заглавии доклада намеренно использован термин-идиома «entre-deux», который сейчас ассоциируется в первую очередь с франкофонными постколониальными культурами, с т.н. «гибридной идентичностью». Артюр Рембо -- полиглот, путешественник, поэт, которому было тесно в духовных и географических границах старой Европы, остается «абсолютно современным» и на рубеже 20-21 вв. Рембо воплощает как в творчестве, так и в жизненной практике самую суть своей эпохи как переходной, характеризующейся тектоническим цивилизационным и культурным сдвигом. Фигура Рембо – поэта, мыслителя и практического деятеля рассматривается сквозь систему оппозиций, которые он выстроил и выразил в художественных текстах, эпистолярии, жизнестроении. Творчество и (пост)литературная биография Рембо располагаются в промежуточном пространстве, между двух противоположных полюсов, прочем набор альтернатив ясно осознается автором. Основные из них -- * упадок и прогресс * болезнь и здоровье * искушенность и невинность * цивилизованность и варварство * европейское и неевропейское * жизнь и литература Эти дихотомии выражаются в тексте как на уровне тематических констант, так и на уровне приема (например, пристрастие к оксюморонам, эпатажному соединению возвышенного и низового – «прекрасный херувим с руками брадобрея…» и т.д.). Что касается непростого вопроса о соотнесении творчества Рембо с большими стилями эпохи, оно предоставляет богатый материал, иллюстрирующий всю проблематичность привычных противопоставлений «романтизм / символизм – натурализм», «декадентство (с его культом артефакта) – натуризм» и т.д. Однако и после разрыва Рембо с миром литературы в его эпистолярии и жизненной практике продолжают присутствовать эти дихотомии, обеспечивая столь взыскуемую рембоведческим сообществом преемственность между поэтом и негоциантом.