ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В докладе рассматривается вопрос о том, в какой мере ренессансный гуманизм оказывал влияние на становление английского профессионального театра 1576-1623 гг. Представляется, что влияние это было минимальным: английский театр развивался в соответствии с имманентными тенденциями, наметившимися еще в предыдущие столетия. Первые английские гуманисты рубежа XV-XVI вв. были богословами и к театру отношения не имели, а во второй половине XVI в., когда пришло время поэтов и драматургов, у значительной части англичан под влиянием Реформации выработалось скептическое отношение к Италии и ее культурному влиянию. Драматурги-елизаветинцы — скорее современники эпохи Ренессанса, чем ее «строители». Они не были участниками «идеалистического культурного проекта», нацеленного на просвещение окружающих (Г.К. Косиков), они лишь пользовались теми возможностями (прежде всего доступом к образованию), которые эта эпоха им предоставляла. Поэтому можно оспорить и ту широко распространенную точку зрения, согласно которой Шекспир не только разделял идеалы гуманистов, но и отразил в своей драматургии их трагический закат.