ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Гуманитарная культура, действуя в границах биологически-социально-культурной эволюции, возвестила неизбежность синтеза в личности «жизни, искусства, науки» (М. Бахтин). Философия, исследуя природу познания, поступила рационально, объявив познание характеристическим свойством живого. Озвучена цель – чтобы обеспечить культурную эволюцию каждого человека, следует способствовать развитию его познания на уровне синтеза. Проблема перспективы человеческого рода обрела конкретность – необходимо на каждого распространить знание, учитывая его личностный характер. В этом состоит гуманизация образования. Непредвиденная конкретизация проблемы познания является следствием новых возможностей человека, связанных с появлением информационных технологий на базе компьютера. Они привели к тому, что культура превратилась в системно-информационную культуру. Системно-информационная наука вошла в культуру посредством компьютеризации, выдвинув императив на определяющую роль рационального в деятельности каждого. Разнообразные смыслы, определяемые информационной системой, включают нас в паутину жизни сети Интернет, образующей безграничный мир. Деятельность системного характера разворачивается при этом в межпредметности. Здесь происходит дальнейшая конкретизация проблемы познания: человек нуждается в рациональном протоколе. Для этого мы должны в рациональном соответствовать, прежде всего, языку рациональной коммуникации (Б. Рассел). Достигая в гуманитарном языке уровня самовыражения, самоощущения, мы должны выйти на метаматематический уровень рационального: от чувствования смыслов перейти к работе со смыслами. Системно-информационная культура, распространяя на каждого необходимость вхождения в безбрежный мир знания, требует соответствия его существующим средствам точной факторизации смыслов в межпредметности. Мы нуждаемся в рационализации образования, соответствующей жизни в информационных системах, обеспечивающих деятельность со знанием в целостности концептуальных смыслов межпредметности. В инструментальных системах задача косвенно решается, а в системах искусственного интеллекта мы уже озабочены ее полным конструктивным решением.