![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой группу гетерогенных расстройств развития нервной системы, характеризующихся трудностями в социальном взаимодействии, повторяющимся поведением, а также нарушением восприятия сенсорных стимулов. Важную роль в этиологии РАС играют как генетические факторы, так и факторы окружающей среды [1]. Негативные воздействия на ранних стадиях развития могут увеличить риск развития РАС у генетически предрасположенных индивидуумов. Эти факторы включают преклонный возраст родителей, ожирение матери, инфекции в период беременности и ранний неонатальный период, перинатальные фармакологические воздействия, преждевременные роды, низкий вес при рождении [2]. Для выяснения роли различных факторов в возникновении симптомов РАС необходимы адекватные модели на животных. Цель. Разработка экспериментальных моделей расстройств аутистического спектра (РАС), вызванных воздействием внешних факторов, на крысах. Методы. Работа выполнена на крысах Wistar обоего пола (N = 9-10 крыс/пол/группа). Животные содержались в стандартных условиях вивария (12-часовой световой цикл, Т 22-23 0С, по 5-6 крыс одного пола в клетках Т4). Нами были использованы следующие модели: фармакологическое воздействие в период раннего развития (пренатальное или неонатальное введение вальпроевой кислоты; пренатальное или неонатальное введение антидепрессантов класса селективных ингибиторов обратного захвата серотонина); перинатальное воздействие гипоксии (острая нормобарическая неонатальная гипоксия в моделях недоношенной и доношенной беременности). На данных моделях проведены исследования влияния негативных воздействий в период раннего развития на социальное взаимодействие и стремление к социальной новизне у молодых крыс. Максимальная степень тяжести экспериментальных процедур – умеренная. Результаты. Анализ результатов, полученных с использованием различных моделей РАС на крысах, показывает, что негативные перинатальные воздействия способны вызывать нарушения социального поведения у животных, что проявляется в снижении у животных стремления к социальной новизне. Зарегистрированные в моделях на крысах расстройства поведения напоминают синдромы детей с РАС, ключевым симптомом которых являются трудности в социальном взаимодействии. Выводы. Полученные результаты и данные литературы свидетельствуют о возможности использования моделей на грызунах для изучения причин и механизмов развития РАС, а также для разработки методов фармакологической коррекции симптомов РАС