![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Стратегия государственной национальной политики РФ является важнейшим программным документом правительства, принятие которого в 2012 г. увенчало длительный и сложный процесс выработки концептуальных основ национальной политики. Выработка эта происходила на фоне острых дискуссий по целому ряду вопросов, касающихся сферы межэтнических и межнациональных отношений – о соотношении понятий «национальное» и «этническое», «российское» и «русское», характере формирующейся (или уже существующей) русской/российской нации, особенностях российского этнофедерализма и др. Разумеется, в содержании Концепции отразились основные направления данных дискуссий. Поскольку ключевые аспекты государственной национальной политики РФ после 2012 г. определяются (или должны определяться) базовыми принципами Концепции, необходим их тщательный анализ, осмысление путей использования этих принципов в преподавании этнополитических дисциплин. Настоящее сообщение посвящено анализу подходов Концепции к проблеме русской/российской нации, соотношению этнических и общегражданских принципов в процессе ее формирования/дальнейшего развития. В сообщении будет показано, что для Концепции характерен осторожный подход к трактовке данных вопросов. Наряду с провозглашением приоритета общероссийского единства и указанием на его гражданский характер, Концепция признает значимость этнокультурных начал, используя определение «национальный» по отношению к явлениям как общегражданского, так и этнокультурного порядка. Утверждая равенство всех народов России, Концепция в то же время признает особую роль русского народа как фактора сплочения народов России, формирования их многонационального единства. Особое внимание будет уделено содержащимся в Концепции указаниям на необходимость изучения традиций солидарности и взаимопомощи народов России, использования результатов данного изучения в практике преподавания в высшей школе, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.