ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Коррекции речевой продукции собеседника обычны для разговоров с детьми, но нередко встречаются и в коммуникации между взрослыми людьми. Один тип поправок - прескрипции: собеседнику сообщается, что так говорить не следует, а надо говорить иначе. Другой тип исправлений ориентирован на смысл, а не на форму, говорящий стремится понять то, что собеседник имел в виду, с тем чтобы продолжить коммуникацию. Такие поправки обычно возникают спустя слово (или тактовую группу, иногда чуть больше) после неправильного слова собеседника; наслаиваются на его реплику, – исправляющий не дожидается паузы в речи. Довольно часто они «вырываются» почти невольно (или человеку приходится сдерживаться, чтобы не произнеси этого вслух), – в отличие от назидательных коррекций, которые всегда сознательны. Ещё одно отличие заключается в реакции исправляемого: поправку человек обычно принимает, повторяя правильный вариант (нередко с частицами «да», «конечно» или т.п.), реакция же на прескрипцию обычно не включает повтора.