![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Обеспечение устойчивого развития в 21 веке столкнулось с рядом проблем и вызовов. Обнаружилось, что, во-первых, стали снижаться темпы роста производительности труда в большинстве стран мира, особенно в развитых экономиках (Пороховский, 2019). Во-вторых, рост производительности труда в информационном секторе слабо влияет на рост ВВП стран и мира в целом. В-третьих, особенно острыми оказались противоречия, порождаемые искусственным интеллектом (ИИ) в экономике и обществе (Пороховский, 2020а, 2020б). В-четвертых, всё больше начало расти опасение людей, что ИИ сократит занятость и многие останутся без работы и средств существования (Global, 2021). В-пятых, генерированный ИИ существенным образом изменяет процесс исследования и познания, а также когнитивное развитие личности, что снижает способности человека к освоению окружающего мира вообще и конкретных профессий в частности, усиливает зависимость естественного интеллекта от ИИ, человек часто превращается в придаток генерированного ИИ (Brynjolfsson et al. 2023). Оказалось, что цифровая революция в отличие от предшествовавших промышленных революций не ведет к автоматическому росту производительности труда и повышению эффективности других факторов экономического роста. Однако при этом продолжается рост численности населения мира и истощаются невоспроизводимые природные ресурсы. Поэтому можно сказать, что производительность превратилась в глобальную проблему, во многом предопределяющую другие глобальные проблемы. Не случайно поэтому в зарубежной и отечественной литературе, выводах исследовательских центров (Mishke et al. 2024) нет разночтений и современных оценок роли производительности. Однако есть разные подходы к роли цифровизации и ИИ, а также обсуждаются вопросы методики трактовки и измерения самой производительности труда, а также ВВП как выражение роста и сравнения роли национальных экономик в мире. Одни эксперты делают упор на положительном вкладе цифровых технологий, отмечают, что за последние годы благодаря им мировой ВВП вырос на 7% или на 7 трлн. долларов (Generative, 2023). Другие аналитики дают обширную картину причин падения темпов экономического роста и растущего дефицита ресурсов, рассматривая как изменения общемировых условий экономического и социального развития, так и новые структурные явления в национальных и региональных экономических моделях (The future. Part A., Part B. 2024). В частности отмечается, что растущая во всем мире роль и место сферы услуг не только меняет структуру ВВП. но и роль фактора производительности в росте ВВП, т.к. увеличение занятости в сфере услуг опережает рост её производительности. При этом именно в сфере услуг в отличие от материального производства ИИ больше замещает работников разных профессий. Указанные выше вызовы требуют обновления экономического образования как в структуре и содержании учебных планов, так и в методике преподавания и подготовке учебников и учебных материалов с учетом активного влияния генерированного ИИ. Поскольку цифровая революция представляет собой сложное системное планетарное явление, постольку только системный подход к совершенствованию экономического образования позволит подготовить кадры для решения экономических проблем и в 2030-х годы (Пороховский, 2023). Кафедра политической экономии готова активно участвовать в этом процессе.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | VIII-конференция-консорциума-журналов-ЭФ-МГУ.pptx | VIII-конференция-консорциума-журналов-ЭФ-МГУ.pptx | 1,6 МБ | 23 октября 2024 [Porokhovsky_Anatoly] |