![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Проблема организации и оптимизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся вузов приобретает в настоящее время все большую актуальность в связи с принятием новых ФГОСов, согласно которым доля аудиторной нагрузки студентов сокращена вдвое, но сохранение объема учебного содержания и качества усвоения знаний должно быть компенсировано за счет увеличения объема и качества самостоятельной работы студентов. Смешанное обучение является одним из вариантов решения этой проблемы. Представляя собой сочетание очного традиционного и дистанционного обучения, оно позволяет использовать лучшее из накопленного каждой формой опыта: обучение в социальном контексте, в непосредственном контакте всех участников учебного процесса (аудиторное обучение) и хорошо методически организованную и структурированную самостоятельную работу в виртуальной обучающей среде, с консультативной поддержкой и постоянный мониторингом со стороны преподавателя (дистанционный компонент). Описывается опыт организации виртуальной образовательной среды лекционного курса "Мир Британии" на платформе wikispaces.com, в которой акцент сделан на усиление удельного веса самостоятельной работы и предпринята попытка повысить ее эффективность за счет разработки четкого алгоритма самостоятельной учебной деятельности. Выбор этого инструмента Web 2.0 определялся простотой использования, не требующей специальных компьютерных знаний, а также разнообразием опций, дающих возможность совместной работы студентов на сайте, добавления и редактирования материалов, возможность интерактивной дискуссии, а также включения других инструментов Web 2.0 (опросника SurveyMonkey.com) и встраивания интерактивных ссылок на текстовые, графические и видео- материалы. Эти дидактические свойства платформы как нельзя лучше отвечают задаче создания оптимальной обучающей среды и условий для продуктивной самостоятельной работы в ней студентов. Курс имеет модульную структуру и предполагает различные виды учебной деятельности: самостоятельную работу с информацией (поиск, отбор, анализ, аннотирование), участие в дискуссиях, выполнение тестов, проектную деятельность. Концепция курса основывается на принципах конструкционизма: самопостроения знаний, которая реализуется через самостоятельную учебную деятельность студентов. Необходимость самостоятельного изучения материала способствует развитию критического мышления, ответственного отношения к обучению, самомотивации, планированию времени, личной активности в поиске интересующей информации и т. д. Подводя итоги, можно сказать, что инкорпорирование информационно-коммуникационных технологий в традиционный лекционный курс, не подержанный семинарскими занятиями, позволяет организовать полноценную и регулярную учебную деятельность студентов даже в условиях очень ограниченного числа аудиторных занятий. Большая часть образовательного контента осваивается студентами в результате активного обучения самостоятельно, в автономном режиме в обучающей среде, созданной для поддержки традиционного курса на платформе Wikispaces.com, одного из социальных сервисов Web 2.0. Активное обучение является результатом применения преподавателем соответствующего педагогического дизайна, в котором предусмотрены такие педагогические технологии как проблемное обучение (дискуссии как обязательный элемент учебной деятельности), проектная деятельность, мобилизующая когнитивные и познавательные ресурсы студентов, обеспечивающая мотивацию и ответственность при работе в команде, где общий результат группы зависит от вклада каждого. Работа в малых группах сотрудничества развивает также навыки социализации, столь необходимые для нахождения своего места в обществе в будущей жизни. Кроме этого, работа в команде, также, как и участие в дискуссиях способствует реализации еще одного принципа социального конструктивизма: при обучении в сотрудничестве каждый обучающийся является еще и обучающим ресурсом для других, поскольку его взгляды, мнения и знания становятся при открытых дискуссиях и обсуждениях работы по проекту достоянием каждого участника процесса обучения.