ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Одна из особенностей изучения мышления в настоящее время состоит в том, что данные физиологических и психологических экспериментов дополняются благодаря привлечению методов полевой зоологии и когнитивной этологии. В качестве еще одной новой тенденции можно отметить, что постепенно начинают применять эксперименты, проводимые стандартными методиками, но непосредственно в естественных для вида условиях. Такой подход позволяет получать данные о животных, которые трудны для содержания в неволе. Кроме того в естественных условиях могут проявиться какие-то дополнительные стороны когнитивной деятельности, которые невозможно заметить в условиях лабораторного эксперимента, обедненных по сравнению с естественной средой. Так, например, при исследовании способности к обучению и обобщению, которое проводилось непосредственно в колонии на совершенно свободных серокрылых чайках (Larusglaucescens) на острове Топорков (Командорский ГПБЗ), была обнаружена, а затем изучена в эксперименте роль обучения путем наблюдения и подражания новым навыкам в формировании пищедобывательного поведения этих птиц (Obozova et al., 2012). В докладе будут представлены результаты изучения в природе когнитивных способностей большеклювых ворон (Corvus brachyrhynchos), популяция которых на острове Шикотан может служить подходящим объектом для подобных исследований.