![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Традиционно взгляды на роль оружия в поздней Римской Республике основывались на ограниченном наборе источников, среди которых важное место занимали несколько широко известных отрывков из работ Цицерона. Однако современные историки (Emmelius D.) пересматривают устоявшееся представление о померии как о чёткой границе между гражданской и военной сферами жизни Древнего Рима. Этот пересмотр, основанный на привлечении более широкого круга текстов, ставит под сомнение ранее принятые свидетельства о правилах, связанных с ношением оружия, и указывает на то, что концепция померия, возможно, не отражала реальную практику. Исследования показывают, что отношение римлян к личному оружию было сложнее, чем считалось раньше. Оно зависело от ситуации и определялось скорее неформальными понятиями, чем законами. В свете этих изменений работы Цицерона приобретают особую ценность. Они помогают понять неформальное отношение римлян к оружию в период, когда чётких законов об этом ещё не существовало. Настоящий доклад будет посвящён нескольким вопросам: 1) При каких обстоятельствах Цицерон полагал вредным использование оружия? 2) Когда требовалось всеобщее вооружение и неиспользование оружия Цицероном осуждалось? Анализ этих аспектов поможет как выявить дополнительные сведения о политической риторике и подверженности Цицерона внешнему влиянию, так и заглянуть в негласные правила, связанные с насилием и его контролем в римском обществе.