ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Категория времени в характеристике образа мифологического персонажа играет важную роль. Этот признак может являться ключевым, и на его основании персонажи формируются в единую группу (каликандзары – Святочные демоны; Πεφταργά, < Πέμπτη ‘четверг’ + αργά ‘поздно’ – женский персонаж, наказывающий за несоблюдение запрета на прядение; η Αγία Παρασκευή (Святая Параскева-Пятница) – сходные функции и пр.). Время появления или активизации МП в словаре греческой народной культуры также выражается с помощью специальных терминов: Δωδεκάμερα, Δωδεκαήμερα – святки, период в 12 дней, «двенадцатидневье», Δρίμιες, Δρίματα, Ντρίμιες - первые три, семь или двенадцать дней марта, мая или, чаще, августа, когда по нарожным поверьям было необходимо соблюдать заперт на любые контакты с водой (нельзя было стирать, т.к. белье рассыпется в прах, нельзя мыть голову, т.к. выпадут все волосы и т.д). Наиболее ярко категория времени выражается в атрибутике опреденных первонажей: Μεσημεριάτες – ‘полуденные’, Μεσημέρες – ‘полдни’ Μεσημεριάτικος μόρος – ‘полуденный мор’; σαββατογεννημένος (σαββατογιννημένος, σαββατογεννημένους, σαββατίανος, σαββατιανός) – ‘люди, рожденные в субботу’ и пр. Интересное отражение находит категория времени в атрибутике греческих святочных демонов – каликандзаров, корторые помимо основного имени могут обладают дополнительным «прозвищем» - αρωρίτες (в другой огласовке - αρουρίτες). Слово αρωρίτης – диалектный вариант от παραωρίτης ‘тот, кто что-либо делает в неурочный час’. Временной аспект в основном наборе характеристик персонажа занимает одно из центральных мест, причем время это не простое, а значимое, мифологически маркированное (полдень, суббота, время до рассвета, неурочный час), поэтому зачастую оно закрепляется непосредственно в самих названиях персонажей.