![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
В докладе рассмотрен ключевой для истории ремесла в средние века и раннее Новое время термин «ученик», определявший человека, который обучался ремеслу, чтобы в дальнейшем стать мастером (специалистом) и членом профессионального сообщества. Основными источникам выступают законы и нормативные акты Французского королевства XIII-XVIII вв., а также делопроизводственные документы ремесленных и торговых корпораций. Историки традиционно обращали большое внимание на место учеников в корпоративной иерархии и на значение обучения в становлении будущих специалистов: на длительность обучения, его регулирование и процесс получения профессиональных знаний и опыта в целом. Определение «ученик» появляется уже в самых ранних источниках, обозначая, вместе с рядом однокоренных слов («обучение», «обучать»), необходимый этап становления специалиста. И начиная с самых ранних уставов и вплоть до запрета корпораций во Франции в 1791 г., этому определению соответствует ряд других определений, более или менее пространных и не в полной мере ему синонимичных: «ученица»; «сын мастера», «дети мастера» и «дочь мастера»; «ученик, не являющийся сыном мастера»; «мальчик», «девочка». Отдельной проблемой является соотношение статусов «ученика» и «подмастерья», когда знающий свое дело квалифицированный специалист, фактически выполнявший работу подмастерья, определялся в источниках как «ученик». И если в эпоху Средневековья так могли назвать знающего ремесло специалиста, не получавшего платы за свою работу (поскольку она была включена в «обучение»), то в раннее Новое время – даже того, кто плату за работу получал.