![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
По мере продвижения человечества в XXI век всё более явными становятся угрозы, которые несёт с собой процесс глобального потепления. Если не единственным, то наиболее действенным методом замедления этого процесса считается сокращение выбросов парниковых газов (ПГ). Сокращение этих выбросов ниже уровня поглощения CO2 сектором землепользования, изменения землепользования и лесного хозяйства (ЗИЗЛХ) теоретически позволит перейти к снижению уровня глобальной температуры. Состояние, когда поглощение CO2 природой превосходит антропогенную эмиссию парниковых газов, называют углеродной нейтральностью. Достижение углеродной нейтральности является для стран сверхзадачей и несёт определённые риски; несмотря на это, переход к этому состоянию уже трансформировался в категорию стратегических целей. Основные воздействия, имеющие целью достижение углеродной нейтральности, будут направлены на наиболее углеродоёмкие отрасли экономики – энергетику и промышленность. В то же время, на наш взгляд, вопросам декарбонизации транспорта уделяется гораздо меньше внимания. Так как основным эмитентом ПГ среди видов транспорта являются личные автомобили, научная литература, как правило, рассматривает проблему через призму одного из двух подходов: газификации автопарка или перехода на аккумуляторные электромобили. Менее популярными альтернативами являются применение биотоплива и использование водорода. Нами рассмотрены эти подходы, показаны их достоинства, недостатки и перспективы. По имеющимся данным, ни один из рассмотренных подходов в полной мере не позволяет добиться такого сокращения выбросов ПГ, чтобы можно было говорить о достижении отраслью автомобильного транспорта углеродной нейтральности. Таким образом, для решения этой задачи необходимо будет реализовать так называемый модальный сдвиг, который в нашем видении должен фокусироваться на применении трамвайного и троллейбусного общественного транспорта.