![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
В первой части доклада был дан краткий очерк основных этапов в изучении служебных слов и перечислены до сих пор не решенные проблемы их формального и семантического описания. Во второй части доклада рассматривалась роль частиц и вводных слов в управлении пониманием, их место в “грамматике слушающего”. Было показано, что частицы способны указывать слушающему (С) на известность информации (же, ведь, -таки, и vs. а, да); на тема-рематическое членение (-то, и); на предел по какой-либо шкале и на основании этого на бесспорность утверждения (уж, ну, даже); на выделение элемента из множества (вот, вон); на (не)важность для слушающего (там, тут). В “грамматике слушающего” частицы относятся к категориям ориентации (привязке к общей и отражаемой в высказывании картине) и импликаций (выводов, существенных для понимания текста). В последнем случае они используются как для провоцирования этих выводов , так и для их предотвращения. Вводные слова могут маркировать тактические ходы, которые демонстрируют С отношение говорящего (Г) к сообщаемому с позиций, важных для С: сожаление в связи с нарушениями ожиданий С (по правде/ честно говоря/сказать, признаться); сообщение о нарушении представления об истинности (на самом деле, фактически, реально); сообщение о возможности сведения содержания к чему-то более точному или известному: собственно (говоря), в сущности (по сути), вообще(-то). В последнем случае наблюдается пересечение с функциями частиц: такие слова употребляются, когда Г хочет, чтобы С, отбросив возможную импликатуру, понял реальное положение дел.