![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку требует от школьника колоссальной мобилизации умственных усилий. Исходя из нашего многолетнего опыта преподавания в школе, в качестве основного метода подготовки нередко выбирается эмпирический: путем «нарешивания» вариантов старшеклассник формирует базу типичных / нетипичных формулировок заданий; частотных / нечастотных вариантов ответов; вычисляет вероятность того, что в данном конкретном задании будет спрашиваться, какое будет количество правильных ответов и пр. Эмпирическому методу сопутствуют интуитивный, так называемая «языковая интуиция», и теоретический, когда изучается само правило в отрыве от контекста. В комплексе эмпирический и теоретический методы позволяют учащимся решить поставленную задачу - успешно преодолеть экзаменационное испытание. Однако они не приучаются мыслить собственно лингвистически, в том числе анализировать информационный контекст, работать с внутренней формой слова, вдумываться в названия тех или иных правил по русскому языку и, опираясь на эти названия, свободно применять их на практике путем логических размышлений и пр. Интуитивный метод, в свою очередь, не дает старшекласснику возможности перейти из категории «грамотного человека» в категорию «осознанного языкового пользователя». В качестве эффективного метода подготовки к ЕГЭ по русскому языку мы предлагаем апробированный метод алгоритмического решения заданий, который позволит сократить урочное и внеурочное время, традиционно отводящееся работе с КИМами, развить скорость и логичность мышления школьника, а также заложить у него представление о том, как именно изученные правила фигурируют в живой речи - устной и письменной. В докладе будут представлены алгоритмы по самостоятельной редактуре (авторедактуре) орфографических и пунктуационных ошибок, а также алгоритмы решения заданий ЕГЭ по русскому языку № 1 (средства связи предложений в тексте), № 2 (определение лексического значения слова, или контекстного значения слова), № 3 (определение стиля речи представленного в задании № 1 кусочка текста), № 4 (постановка ударения), № 5 (употребление паронимов) и № 6 (лексические нормы). Следуя данному алгоритму в ходе выполнения работы над ошибками, школьник начинает дифференцировать формальные показатели, влияющие на постановку того или иного знака препинания, а также вычленять семантические нюансы, связанные с употребление данных единиц, что в перспективе необходимо для проведения глубокого филологического (лингвистического) анализа текста.