![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
В эпоху «фейковых» новостей и недоверия к современным достижениям университетские музеи играют немаловажную роль в поддержании диалога между общественностью и наукой. Университетские коллекции во время турбулентных изменений позволяют в непрерывном режиме систематизировать и расширять научные знания благодаря имеющимся экспонатам. Совокупность знаний, уже сложившихся в прошлом и, вероятно, дающих ответы на вопросы, волнующие в настоящем, могут быть представлены научными коллекциями, сохранившимися в различных университетах, научно-исследовательских институтах или музеях (например образцы вируса испанского гриппа, аппарат искусственного дыхания 1960-х гг.) [Economou, 2021]. У исследователей университетских коллекций имеется возможность создавать новые знания в даже условиях непредсказуемых изменений. Недоступность для широкой аудитории коллекций и музеев во время прошедшей не так давно пандемии в связи с эпидемиологическими требованиями (закрытыми границами, ограничениями на мобильность) делает особо острым вопрос об открытости культурных ценностей как для целей исследований, так и для целей преподавания университетских дисциплин, а также для взаимодействия с аудиторией в более широком смысле. На всех уровнях университетской жизни студенты и преподаватели приобрели вынужденный «цифровой» опыт для соблюдения необходимости держаться «на некоторой дистанции» во время физического взаимодействия с коллекциями, персоналом и посетителями в музеях. Музеи для формирования своей цифровой среды и цифрового имиджа освоили мультимедийные инструменты, вышли в сетевое пространство, у них появились «сетевые расширения» [Феоктистова, 2019]. Вне зависимости от обстоятельств, университетские музеи решают задачи по осуществлению регулярной учебной работы со студентами, сохранению истории университета и привлечению абитуриентов, открывают двери для социального взаимодействия, содействуют студентам в получении дополнительных навыков, облегчающих их путь в поисках работы. Выпускники школ приходят в университет со своими собственными требованиями к цифровому миру: они лучше подкованы с технической точки зрения, лучше связаны между собой и с миром и способны лучше, чем когда-либо раньше, выразить свое мнение. Многие уже имеют собственное представление о том, как должны вузы и университетские музеи взаимодействовать с ними лично и каких результатов они могут ожидать в обмен на свои инвестиции времени и финансов. Студенты всё чаще видят в университетах трамплин для будущего трудоустройства, а не просто инструмент для обучения и саморазвития. Таким образом, ценностное предложение образовательных программ музеев вузов претерпевает изменение: на первый план выходит такой аспект, как возможность выпускников получить преимущества при трудоустройстве. 76 к 130-летию основателя Биологического музея Б. М. Завадовского Университетский музей гибко перестраивает не только своё образовательное пространство и программы, но и подходы к их реализации; усиливает деятельностную составляющую и педагогическую дидактику, что заставляет специалистов музеев меняться, расширять их навыки, развивать музейную педагогику [Милованов, 2012]. Так, в Научно-учебном музее землеведения МГУ в партнёрстве с Национальным фондом по подготовке кадров и компанией Exxon Mobile в 2015—2016 гг. был реализован проект «Развиваюсь через познание», когда студентам-геологам первого и второго курсов после конкурсного отбора (17 человек) была предоставлена возможность пройти обучающую программу для работы по профессиональной ориентации старшеклассников в области геологии с применением образовательного пространства естественнонаучного музея и геологических коллекций
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Полный текст | Приглашение Пикуленко ММ ГБМТ 2025 | Пикуленко_ММ.jpg | 109,8 КБ | 3 марта 2025 [PikulenkoMM] |