ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Берега и шельф арктических и других замерзающих морей России в настоящее время являются объектом первоочередного, прежде всего, нефтегазотранспортного освоения. Наряду с воздействием ледяного покрова, не менее значимым фактором, который необходимо здесь учитывать для обеспечения геотехнической безопасности сооружений и геоэкологической безопасности окружающих территорий и акваторий, является криолитогенез. В криолитозоне берега сложены дисперсными многолетнемерзлыми льдистыми грунтами, отличающимися низкой устойчивостью к термомеханическому воздействию (тепловому и волновому), имеющему место в процессе термоабразии. В зависимости от суровости условий замерзающего моря многолетнемерзлые грунты могут иметь распространение также и на подводном склоне, а в ряде случаев встречаться на значительном отдалении от современной береговой линии в виде реликтовых образований, сохранившихся, по крайней мере, с позднего плейстоцена. Остальные донные осадки прибрежно-шельфовой зоны если и находятся в талом (не мерзлом) состоянии, то, как правило, имеют температуру вблизи точки замерзания морской воды, в зависимости от ее солености – -0,1 до -1,9°С. Потепление климата, проявляющееся в виде роста температур воздуха и снижении ледовитости, ведет к увеличению длины разгона волн, увеличению вероятности возникновения экстремальных штормовых нагонов на фоне увеличения продолжительности динамически активного безледного периода, создает благоприятные условия для усиления термомеханического воздействия на берега и ускорения их разрушения. В процессе смещения профиля береговой зоны в сторону суши абразии подвергается и подводный склон. Таким образом, опасности подвержены не только наземные, но и подводные сооружения, пересекающие береговую линию. Оголившееся в результате абразии инженерное сооружение (например, подводный трубопровод) неизбежно подвергнется динамическому воздействию морских льдов, что может вызвать его деформацию и, в итоге, спровоцировать природно-техногенную катастрофу. Строительство самих инженерных сооружений часто ведется без учета криолитологических особенностей побережья и шельфа, с многочисленными техногенными нарушениями рельефа, почвенно-растительного покрова, температурного режима грунтов; сопровождается массовым изъятием наносов из береговой зоны, нарушением целостности литодинамических систем. На фоне роста потенциала термоабразии берегов, связанного с естественным усилением термического и гидродинамического воздействия, техногенные нарушения криогенного и литодинамического режимов обеспечивают запуск триггерного механизма ускорения термоденудационного и термоабразионного разрушения берегов и подводного склона. В результате возникает необходимость проведения дополнительных, ранее не учтенных в проекте, берегозащитных мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирование инженерных сооружений. Эффективность указанных мероприятий напрямую зависит от того, насколько они учитывают криогенные и литодинамические особенности береговой зоны.