ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В современной когнитивной психологии человеческое познание рассматривается как взаимодействие двух классов процессов обработки информации, обозначаемых как восходящие (направленные от нижележащих уровней когнитивной системы, т.е. от систем «входа», к вышележащим) и нисходящие (направленные во встречном направлении). Эти термины описывают вклад внешнего воздействия и самого познающего субъекта в процесс познания. В последние годы в экспериментальной психологии и нейронауке все чаще начинают обсуждаться также восходящие и нисходящие влияния на процесс обработки информации. Однако в большинстве работ все еще не производится четкого различения между самими высокоуровневыми или низкоуровневыми процессами и влияниями на их протекание со стороны вышележащих или нижележащих уровней. Вместе с тем, есть все основания для проведения такого различения с точки зрения возможных функций информационных «потоков»: восходящие и нисходящие процессы обработки информации могут либо прямо определять содержание итоговой репрезентации (например, образа восприятия), либо оказывать модулирующее влияние на другие процессы. Мы различаем две формы нисходящих влияний на процессы обработки зрительной информации (Печенкова, Фаликман, 2004, 2010): с одной стороны, это влияние прошлого опыта субъекта, содержания его памяти, а с другой стороны – влияние целей его текущей деятельности и способов (стратегий) решения стоящих перед ним задач. Различные формы нисходящих влияний на обработку информации, а также взаимодействия восходящих и нисходящих процессов порождают многообразие эффектов восприятия, памяти и внимания. При этом нисходящие процессы могут как расширять возможности нашего познания, так и приводить к устойчивым ошибкам в решении познавательных задач. В докладе будут рассмотрены примеры из области когнитивной психологии и психолингвистики, демонстрирующие, как данное различение помогает понять наблюдаемое многообразие.