ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В настоящее время все чаще звучит тезис об отсутствии личных интересов у подростков, что ведет к возрастанию рисков появления асоциального поведения, пассивности или экстремальной активности подростка. Между тем, появление личных интересов является не только залогом благополучия подростка, но и важнейшей линией его личностного развития. По мнению Л. И. Божович, в этом возрасте формируется еще один устойчивый побудитель – «личный интерес», кардинально преобразующий мотивационную сферу подростка [1,2,3]. Он становится устойчивым побудителем деятельности, связанной с приобретением специальных компетенций (увлечения), открывает новую сферу совершенствования. Несмотря на то, что в современной психологии развития появляется все больше исследований трансформации мотивационной сферы подростка (становления познавательного интереса, интереса к различным профессиональным сферам, развитие патологических интересов), проблема становления личных интересов остается актуальной [4,5]. Недостаточно изученной является роль родителей в этом процессе. Целью нашего исследования явилось изучение особенностей личных интересов старших подростков и влияние позиции родителей на их становление. В нем приняло участие 117 школьников 8-11 классов (72 мальчика и 45 девочек). Мы предполагали, что успешность становления личных интересов подростка будет связана с позицией родителей в отношении увлечения подростка, в частности с мерой их включенности и признания ими права подроста на самоопределение Для исследования уровня развития личных интересов подростка и для оценки позиции родителя мы использовали авторский опросник, метод контент-анализа проективного сочинения на тему «Мои увлечения», полуструктурированное интервью. Проведенное исследование показало, что для старших подростков данной выборки характерна высокая устойчивость интересов и высокая оценка успешности реализации своего увлечения. Среди ключевых характеристик личных интересов можно выделить наличие деятельности по его удовлетворению (собственно увлечения), осознанность и устойчивость. Данные характеристики, на наш взгляд, позволяют дифференцировать уровень развития интересов. У старших подростков нашей выборки преобладает средний уровень их развития, хотя разброс показателей довольно высок. Значимая связь уровня развития интереса была зафиксирована с опытом его становления. Высокий уровень развития личного интереса обусловлен наличием преемственности детских увлечений. Кроме того, зрелое, осознанное и внутренне мотивированное увлечение характерно для подростков, которые имели возможность самостоятельного определения сферы своих интересов. Предоставление широкого круга занятий для ребенка и возможности выбора наиболее отвечающего собственным интересам становится важнейшей предпосылкой становления личного интереса. Характер родительского участия в увлечениях подростков существенно различался. Родители различались мерой включенности, позицией в отношении того, кто определяет содержание увлечения. В некоторых случаях, решение принималось родителями без учета мнения подростка, в некоторых случаях они принимали его в расчет. То есть родительское участие принимало авториритарный или демократический характер. Рзультаты исследования показали, что высокий уровень развития интереса связан с высокой вовлеченностью родителя, поддерживающей демократической позиций. Подтвердилась гипотеза о том, что демократическая позиция родителей, в отличие от авторитарной или отстраненной, способствует становлению личных интересов подростка. Авторитарная позиция родителя, сопровождающего становление личного интереса подростка, также обуславливает его высокую устойчивость и осознанность. Однако значимость увлечения для подростка в таком случае существенно ниже. Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что высокая вовлеченность родителей и их демократическая позиция в отношении выбора увлечений подростка способствует становлению устойчивого личного интереса.