![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Преподавание философских общеобразовательных предметов на всех факультетах существенно расширяет возможности для продвижения в университете академической этики во взаимосвязи ее обеих составляющих – с одной стороны - идейной, теоретической, а с другой - поведенческой, практической. То и другое реализуется в общей для преподавателей и учащихся академической среде. Один из наиболее острых текущих глобальных рисков – искаженная и ложная информация, воздействие которой усугубляется использованием ИИ. Противодействовать этой опасности можно и нужно с помощью этического просвещения и практического применения норм академического этоса, прежде всего – в отношении главных заповедей этики науки – запрета на фальсификации и плагиат. В частности, в преподавание философии целесообразно ввести обсуждение и учет этических аспектов взаимодействия с ИИ. В этой ситуации имеет смысл рассмотрение вопросов академической этики в различных разделах философских курсов, начиная с первых занятий со студентами и аспирантами, возвращаясь к ним в лекциях и семинарах по другим темам, где изучаются проблемы этики, аксиологии, сознания, науки, современности и т.п. Одновременно необходимо направлять специальные усилия на соблюдение норм академического этоса в учебной и исследовательской практике всех участников образовательного процесса. Исходя из того, что моральная ответственность является основой всего комплекса этической ответственности, преподавателю надо отдавать себе отчет, что сила воздействия предъявляемых кому-либо этических требований и образцов поведения зависит, главным образом, от того, насколько им следует тот, кто их предъявляет. Особенно много этических затруднений связано с сильно возросшим, в связи с новыми интернет-технологиями, потенциалом злоупотреблений при написании студентами и аспирантами рефератов и других учебных и исследовательских текстов. Здесь сохранение этически выдержанных позиций нуждается не только в обнаружении и обсуждении со студентами, аспирантами, коллегами такого рода проблем, но и в моральной воле к противостоянию этим злоупотреблениям, а также в выработке соответствующих новой ситуации приемов и методов работы.