![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Ликвидация преподавания философии в российский университетах в 1850 году привела к эффекту обратному целям запрета. Уже в конце 1859 года попечители учебных заведений направили обращение в Министерство народного просвещения, в котором выразили тревогу распространением в студенческой среде атеистических и материалистических умонастроений. В обращении указывалось на необходимость восстановления полноценного преподавания философских дисциплин. Аргументировалось это тем, что восстановление хотя бы преподавания истории философии, позволит привить молодежи понимание серьезных сложностей в решении философских проблем. Данный аргумент апеллирует к явно выраженным публичным интересам, которые шире интересов как государства, так общества, защищенных запретом на преподавание философии. Ущерб публичным интересам влечет за собой необходимость переоценки значения и роли преподавания философских дисциплин как для государства, так и для общества. Понятие публичный интерес разрабатывается в контексте философии права и юридической социологии как категория, необходимая для обеспечения баланса интересов во взаимоотношениях личности, общества и государства. В системе современного российского права данное понятие встречается в Конституции РФ, Арбитражно-процессуальном и Гражданском кодексах. При этом, однозначного его определения в современном отечественном позитивном праве нет. Вопрос о характере и содержании публичных интересов остается дискуссионным, особенно в контексте правоприменительной практики, связанной с резонансными общественно-значимыми делам (оскорбление чувств верующих, фальсификация истории, дискредитация Вооруженных Сил РФ и т.п.). В этой связи, понятие публичный интерес может рассматриваться как аксиологическая категория, выполняющая регулятивные функции в общественном сознании. Общеобразовательные дисциплины, в которых ярко выражена мировоззренческая функция, в частности философия, могут быть соотнесены с понятием публичный интерес. Это особенного актуально, когда государственные и общественные интересы приобретают форму запросов или требований к их содержанию. Например, в части патриотического воспитания, его форм, содержания и принципов. Возникающие при этом дискуссионные вопросы, связанные с идеологизацией образовательного процесса, могут иметь положительное решение только тогда, когда публичные интересы осознаются и рассматриваются в их взаимосвязи с государственными и общественными. В противном случае, односторонне понятый государственный или общественный интерес будет приводить к принятию решений, которые необходимо будет корректировать, как некогда произошло с решением о запрете преподавания философии в Российской империи.