ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
XXI век ознаменовался бурным ростом когнитивных исследований. Филологи уделяют значительное внимание не только структуре языка и композиции текстов, но и их обусловленности, когнитивным процессам мозговой деятельности и влиянию этих знаний на понимание изучаемых текстов в контексте национальных литератур и мировой культуры. Это обстоятельство способствует поиску новых методов и подходов к изучению текстов, одним из которых является тембральное изучение речи, которое объединяет анализ общепонятийных, стилистических и слуховых сторон текста для его наилучшего понимания. При изучении текстов используется метод филологического чтения, который позволяет установить определённым минимум звуковых условий, необходимых для его правильного понимания и составляющих его неотъемлемое свойство. В передаче смысловых оттенков важная роль отводится тембру. Существует два определения понятия тембра. В строго фонетическом смысле «тембр» является терминологическим дублетом термина «интонация». В более широком филологическом смысле тембр – это минимальный набор слуховых параметров, обязательно присутствующих в каждом тексте и ассоциируемых с авторским замыслом. Данные параметры называются слуховыми, так как речь в данном случае не идёт о непосредственном озвучивании текста, а, в первую очередь, о том, каким образом организован процесс чтения произведения и какие процессы активирует мозг читателя при восприятии информации. Тембрология изучает функциональный аспект звучащей речи, в центре изучения которой находятся стилистические и предметно-логические характеристики текстов и их звуковые корелляты. Письменная и устная формы речи являются равноправными по отношению к понятийному содержанию текста. Речевое произведение функционирует в единстве его устной и письменной форм, связующим звеном которых является тембр, комплексный параметр, который включает в себя такие интонационные характеристики, как мелодику, громкость, темп, качество голоса. С когнитивной точки зрения, для филолога, изучающего чтение, значение имеют четыре мозговых центра: центр Брока (или аналитический центр), центр Вернике, а также две подкорки – слуховая и зрительная. Одна из классификаций видов чтения выделяет синтетическое и аналитическое чтение. При синтетическом чтении внимание концентрируется, прежде всего, на содержании произведения, мы минуем центр Брока и быстро «спаиваем» элементы текста. Аналитическое же чтение медленное, текст озвучивается в голове, внимание читающего направлено на анализ языкового оформления текста, центр Брока активирован. Комплексная слуховая картина произведения неизменно ассоциируется с теми частями текста, которые вызывают замедление в чтении или эстетическое удовольствие от прочтения. В стилистике это явление получило название дефамилиаризация, за счёт выдвижения вперёд (foregrounding) . Достигается этот эффект путём использования различных стилистических приёмов и средств синтаксической обработки сообщения, эмоционально-экспрессивных средств. Тембральный анализ текста выявляет фрагменты, которые содержат смысловые и эмоционально-экспрессивные акценты, далее мы посмотрим на конкретных примерах, как автором создаётся тембр произведения.