![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Весной 2022 года вследствие политической турбулентности [Романова, 2024] Big4 скоротечно покинули российский рынок А&C. До этого на Big4 приходилась значимая доля рынка. По итогам 2021 года их суммарный доход составил 74% выручки 100 крупнейших аудиторских организаций российского рынка и за год он вырос на 2,4 млрд рублей Одномоментное отключение подразделений российской практики от «материнского корпоративного центра» превратило российские офисы в самостоятельные бизнесы. Это внешне малопривлекающее внимание событие изменило внутренний расклад сил на российском рынке А&C. Важность системных изменений обусловлена следующими факторами: (а) аудит и консалтинг (А&C) являются важным связующим элементом российской экономики; (б) эффективность рынка А&C - фактор влияния на результативность ведущих публичных компаний широкой отраслевой специализации [Glückler, 2006]; (в) специфичность индустрии А&C – определяющая зависимость отраслевой эффективности от качественного и количественного состава действующих акторов. Факторами катализаторами повышения вероятности реинтеграции Big4 на российский рынок выступают: • риск утраты статуса «глобальных АКГ» и повышение конкуренции на рынках А&C ведущих экономик мира [Gao, Sun, 2022]; • устойчивость (консервативность) корпоративной культуры АКГ [Barach, Rider, 2023; Богатырева, 2024; Чепуренко, 2015]. • рост авторитета РФ на мировой арене; • высокая емкость российского рынка А&C; • наличие оставшихся в России «агентов влияния» в лице воспитанных в духе Big4 представителей в различных структурах и органах управления национальной системы учета и отчетности (НСУО) [Родченков, Суйц, 2021]. Высокая волатильность векторов политического и экономического взаимодействия в условиях построения многополярного миропорядка требует объективной оценки вероятности реинтеграции Big4 на российский рынок и анализа перспектив развития и качественной трансформации российского рынка аудита и консалтинга в связи с изменением статуса участия в нем глобальных аудиторско-консалтинговых групп. Решение проблемы основано на исследовании трендов показателей корпоративной отчетности, формируемой по международным стандартам, допущенным к использованию в энергетическом секторе, значимо зависимом от рынка А&C. Базу применимой методологии составил инструментарий регрессионного и многомерного анализа с применением непараметрического тестирования.