![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Глобальное коммуникативное пространство – сравнительно «молодое» понятие. Интерес к нему возник на волне общего интереса к так называемым процессам глобализации, среди которых одним из основных стала революция в области коммуникации. Однако к нему как, вероятно ни к чему другому подходит выражение «молодой да ранний». Начавшийся с критики и непонимания концепции «глобальной деревни» М. Маклюена, с ее быстрой перекомпоновкой «всех своих механизированных частей в единое органическое целое» [1], и приведший к «сетевому обществу» М. Кастельса, постепенно абсорбирующему и подчиняющему «предсуществовавшие социальные формы» [2], этот интерес сегодня позволяет утверждать, что глобальное коммуникативное пространство – неизбежный этап на пути развития человечества в целом. Но не столь серьезный. Анализ позволяет говорить о том, что ключевыми элементами, определяющими новизну влияния этого самого пространства на социум, являются всего лишь два: колоссальное увеличение объема информации, накапливаемой в этом самом пространстве и сокращение времени обмена информацией в коммуникативномГлобальное коммуникативное пространство – сравнительно «молодое» понятие. Интерес к нему возник на волне общего интереса к так называемым процессам глобализации, среди которых одним из основных стала революция в области коммуникации. Однако к нему как, вероятно ни к чему другому подходит выражение «молодой да ранний». Начавшийся с критики и непонимания концепции «глобальной деревни» М. Маклюена, с ее быстрой перекомпоновкой «всех своих механизированных частей в единое органическое целое» [1], и приведший к «сетевому обществу» М. Кастельса, постепенно абсорбирующему и подчиняющему «предсуществовавшие социальные формы» [2], этот интерес сегодня позволяет утверждать, что глобальное коммуникативное пространство – неизбежный этап на пути развития человечества в целом. Но не столь серьезный. Анализ позволяет говорить о том, что ключевыми элементами, определяющими новизну влияния этого самого пространства на социум, являются всего лишь два: колоссальное увеличение объема информации, накапливаемой в этом самом пространстве и сокращение времени обмена информацией в коммуникативном пространстве. При этом можно говорить о том, что оба эти фактора будут влиять скорее негативно, чем позитивно. В первом случае человек сталкивается с гигантским объемом информации, лишь ничтожная часть которой представляет собственно знание, при том, что возможности восприятия и верификации у него в лучшем случае не изменились. Во втором – временной период на определение стратегии и тактики поведения при контакте с собеседником стремится практически к нулю, что существенно увеличивает возможность допущения одной из многочисленных коммуникативных ошибок.