![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Инфинитезимальный способ мышления выступает как основа реальных предметов: бесконечно малая как интенсивная величина означает реальность в определенном и точном смысле: она преподносит то самое реальное, которое предполагается и ищется во всем естествознании; она составляет и конституирует реальное. Поэтому инфинитезимальный метод является инструментом познания природы в значении органона, который создает и образует природные объекты, или реальность, в качестве предмета изучения их математическим естествознанием. При этом нужно постоянно помнить: «как истина не тождественна действительности, так и реальность не тождественна реальному». Соответственно, «действительность не следует отождествлять с реальностью; потому что действительность – это инстанция ощущения» [Cohen 1922, S. 127–128]. Тогда как реальность можно назвать инстанцией научного инфинитезимального мышления. Коген образно демонстрирует различие между реальностью и бытием (существованием): «реальность означает связь понятий в рассудке, тогда как существование указывает на связь “с” рассудком» [Cohen 1885, S. 283]. При этом мышление и бытие коррелятивны. Бесконечно малая реальность содержит в себе мышление и бытие одновременно и в качестве объединения, и в разделенном виде. Это значит, что Коген прекрасно понимает, что реальное бытие не есть понятие, и превратиться в понятие оно никак не может. Бытие обнаруживает себя как отдаленный исходный пункт, как отправная станция научного продуктивного мышления, однако при этом не сливается с мышлением и не поглощается им. Бытие, как подчеркивает Коген, постоянно сохраняет независимость и автономию. Однако реальность – если ее определить предельно кратко и просто – есть не что иное как научная картина мира, созданная современным математическим естествознанием. В этом качестве реальность, действительно, не может отождествляться с «бытием», «действительностью» или «существованием».