![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
В течение двух постсоветских десятилетий бывшие советские республики, а ныне независимые государства, оказались связаны многочисленными миграционными потоками. Поначалу этнические детерминированные, эти потоки вскоре приобрели преимущественно экономический характер, связанный с трудоустройством в тех странах, экономическая ситуация в которых относительно более благополучна, а рынок труда более масштабен. Внутрирегиональная миграция рабочей силы стала важным фактором развития практически для всех государств региона и приобрела характер миграционной взаимозависимости стран. Функционирование ряда секторов экономики в основных принимающих государствах региона – России и Казахстане – напрямую зависит от присутствия иностранных работников, которые уже заняли прочное место на рынке труда этих стран. В то же время экономика менее развитых, но отличающихся высоким демографическим потенциалом государств Центральной Азии пока не в состоянии обеспечить рабочие места для своих ежегодно увеличивающихся трудовых ресурсов – это превращает их в основные страны-доноры в регионе. Сокращение безработицы и получение денежных переводов мигрантов – что имеет своим результатом сокращение бедности и снижение социальной напряженности – формирует государственный интерес стран-доноров к экспорту части трудовых ресурсов в Россию и Казахстан. Все это позволяет говорить о том, что миграционное взаимодействие стран постсоветского пространства приобрело системный характер и привело к формированию евразийской миграционной системы. Своеобразие евразийской миграционной системы, помимо прочего, заключается в том, что на ее территории действуют региональные организации, в которые входят как принимающие страны, так и страны происхождения. Степень интеграции между ними объективно выше, чем в других системах. Это открывает большие возможности для согласования позиций в отношении возможностей реализации позитивного потенциала международной миграции и выработки взаимоприемлемых решений в области управления миграционными процессами. Именно взаимный интерес принимающих стран и стран происхождения мигрантов к участию в управлении миграционными процессами является характерной чертой эпохи миграционной взаимозависимости. Межгосударственное сотрудничество в миграционной сфере принимает качественно новый характер конструктивного взаимодействия, нацеленного на выработку согласованных подходов в области правового регулирования миграционных процессов и создание конкретных механизмов реализации позитивного потенциала миграции. Предметом сотрудничества становится осуществление поэтапных шагов создания единого рынка труда, гармонизация законодательств, разработка единых социальных стандартов, имея в виду обеспечение социальной защиты мигрантов, создание единых баз данных в области трудовой миграции, совместные усилия по формированию миграционной инфраструктуры, целенаправленное вовлечение бизнеса в этот процесс, содействие расширению официальных каналов денежных переводов мигрантов и т.д. Все это объективно усиливает интеграционные процессы на постсоветском пространстве.