![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
В настоящем докладе рассматриваются художественные принципы музыкальности и её религиозное измерение в романе В. Ф. Одоевского «Русские ночи». Музыка осмысляется не только как эстетическая категория, но и как философско-религиозный символ, пронизывающий как тематическую, так и композиционно-структурную ткань произведения. Через образы Бетховена и Баха, а также через размышления героя-пророка Фауста раскрывается романтическое понимание музыки как языка интуитивной гармонии и трансцендентного выражения. Особое внимание уделяется взаимосвязи музыкальности с христианской верой, интерпретируемой как сверх-категория, способная преодолевать фундаментальные антиномии человеческого бытия. На уровне поэтики музыкальность реализуется посредством композиционных приёмов повторения и контрапункта, формирующих полифоническое единство текста. В данном контексте музыка выступает медиатором эсхатологической истины, устраняющей бинарные оппозиции и воплощающей религиозно-философскую целостность художественного мира Одоевского.